Статья опубликована в № 4560 от 04.05.2018 под заголовком: Xiaomi замахнулась на $10 млрд

Китайский конкурент Apple намерен привлечь $10 млрд

Размещение Xiaomi может стать крупнейшим IPO за четыре года
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Китайский производитель смартфонов Xiaomi опубликовал проспект размещения акций на Гонконгской бирже. По данным Bloomberg, Xiaomi планирует привлечь $10 млрд, а вся компания может быть оценена в $100 млрд. Это может быть крупнейшим IPO за последние четыре года – с момента выхода на биржу гиганта Alibaba Group.

Созданная в 2010 г. предпринимателем Лэй Цзунем Xiaomi специализируется на производстве дешевых, но качественных смартфонов. Компанию часто сравнивали с Apple, а ее основателя называли «китайским Стивом Джобсом»: несмотря на то что она производит устройства на Android, оболочка ее операционной системы очень похожа на iOS. При этом стоимость ее продукции должна была крайне низкой: сейчас средняя цена смартфона от Xiaomi составляет всего $140, по данным самой компании. К концу 2017 г. Xiaomi вышла на 4-е место по продажам в мире вслед за Samsung, Apple и Huawei (данные IDC). Исследовательская фирма Strategy Analytics прогнозирует, что в 2018 г. Xiaomi сможет обогнать не только китайского вендора, но и Apple.

Зарабатывать Xiaomi планирует не только на гаджетах, а в первую очередь на экосистеме цифровых продуктов. Пока продажи смартфонов приносят ей 70% доходов из $18 млрд, IoT и лайфстайл-устройства – 20,5%, а интернет-сервисы – лишь 8,6%. Но интернет-сервисы, в которые входят браузер, игры, видео- и музыкальные приложения – самый прибыльный сегмент, его маржинальность в 2017 г. превысила 60%. В то время как маржинальность смартфонов – лишь 8,7%.

И звезда во лбу горит

Талисман Xiaomi – кролик Миту в фирменной ушанке с красной звездой и в красном шарфе. Компания продает множество товаров с Миту – от футболок и мягких игрушек до рюкзаков и держателей телефонов. Но в некоторых странах, например в Индонезии, Xiaomi была вынуждена отказаться от коммунистической звезды на ушанке. Нет этой звезды и у голосового помощника для детей в виде игрушки-кролика, которую компания выпустила в 2017 г. Такой кролик читает сказки и умеет отправлять сообщения в мессенджер WeChat.

До 2016 г. компания продавала всю свою технику только в онлайне и продвигала товары через соцсети, форумы и мессенджеры. Ее главная ставка – на сообщество фанатов и рекомендации пользователей. В отличие от стандартизированного ПО в iPhone, телефоны Xiaomi подстраиваются под нужды пользователей. Платформой компании пользуется более 190 млн пользователей ежемесячно. Фанаты сами предлагают, что можно добавить в телефон, и голосуют за лучшие предложения.

Первыми инвесторами компании были китайские и сингапурские фонды, а затем в нее поверил Юрий Мильнер: его фонд DST вошел в капитал Xiaomi в 2012 г., когда компания оценивалась всего в $4 млрд. В декабре 2014 г. она стоила уже $45 млрд. Однако в 2015 г. Xiaomi уступила по продажам смартфонов в Китае Huawei, Oppo и Vivo. Лэй Цзунь объяснял это тем, что цепочка поставок дала сбой из-за слишком быстрого роста продаж. Но за два года компании удалось справиться с падением. Сейчас Xiaomi представлена в 74 странах и планирует начать экспансию в США.

The Wall Street Journal называет IPO Xiaomi «блокбастером»: компания хочет, чтобы инвесторы оценили ее в соотношении с прибылью выше, чем Apple. Капитализация Apple (сейчас – $898 млрд) – 3,5 годового оборота, приводит WSJ данные S&P Global Market, а Xiaomi рассчитывает на оценку в 5,5 годового оборота. Аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин считает, что шансы у нее есть: «Apple – эффективная и высокорентабельная, но слишком большая компания, перспектив нарастить долю рынка у нее немного. По сравнению с ней Xiaomi – небольшой, но быстрее растущий производитель, у которого есть шансы увеличить долю как в Китае, так и по всему миру. Инвестиции в развитие могут привести к росту доли рынка и большей отдаче акционерам, поэтому инвесторы готовы платить более высокую цену, несмотря на больший риск по сравнению со стабильной Apple».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more