МТС хочет заместить IT-службы корпоративных клиентов

За три года оператор рассчитывает занять 10% российского рынка IT-аутсорсинга
Рынок традиционных аутсорсинговых услуг достаточно плотно занят существующими игроками и чувствителен к цене предлагаемых услуг, обращает внимание председатель совета директоров группы IT-компаний «Аплана»/ Андрей Гордеев / Ведомости

IT-рынок растет быстрее традиционных телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов, объясняла МТС интерес к этому рынку в годовом отчете за 2017 г. Как сообщил «Ведомостям» представитель оператора, МТС займется IT-аутсорсингом – системной интеграцией, сервисной поддержкой и управлением внутренними IT-сервисами компаний, сможет выполнять функции IT-подразделения заказчика. Оказывать эти услуги МТС будет под собственным брендом.

Заказчики новой услуги смогут арендовать мощности у МТС, перенести свои мощности в облака оператора или передать ему на сопровождение инфраструктуру, перечисляет представитель МТС. Так оператор надеется расширить базу корпоративных клиентов и стать для них единым окном в IT, объясняет представитель МТС.

В 2015 г. МТС за $264 млн выкупила у материнской АФК «Система» системного интегратора «Энвижн груп». Исторически этот интегратор специализировался на работе с операторами связи, и в 2017 г. его доля на рынке IT-аутсорсинга не превышала 0,5%, приводит представитель оператора собственные данные. Сейчас же МТС предложит IT-аутсорсинг любым бизнес-клиентам, что к 2022 г. должно обеспечить ему до 10% российского рынка IT-аутсорсинга, надеется представитель оператора.

Такой бизнес есть не только у МТС. Помимо облаков на базе собственных дата-центров «Вымпелком» предоставляет решения по проектированию, внедрению и обслуживанию IТ-систем, автоматизации инженерных систем зданий, IT-консалтинг, системы информационной безопасности и решения в области интернета вещей, рассказывает исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса оператора Арташес Сивков.

Интегратором становится и «Мегафон», уверяет представитель оператора. В пример он приводит создание комплексного решения по интеллектуальному контролю и мониторингу ресурсов жилищно-коммунального хозяйства в «Иннополисе».

5 тысяч

IT-специалистов в штате МТС и NVision оператор готов предоставлять заказчикам. В прошлом году МТС решила на 40% увеличить количество IT-специалистов и набирала тогда 1500 человек. Многие из них займутся IT-аутсорсингом, надеется представитель МТС

Услуги по IT-аутсорсингу предоставляет и «Ростелеком», заверяет его представитель.

Согласно годовому отчету МТС в 2017 г. ее доход от системной интеграции благодаря «Энвижн груп» составил 5,6 млрд руб. Представитель МТС отказался уточнить, какую часть принесли внешние контракты.

Рынок традиционных аутсорсинговых услуг достаточно плотно занят существующими игроками и чувствителен к цене предлагаемых услуг, обращает внимание председатель совета директоров группы IT-компаний «Аплана» Тагир Яппаров. Поэтому здесь будет сложно занять заметную долю рынка новому игроку, долгое время работавшему не на рыночные заказы, а на материнскую компанию, сомневается он.

Хотя операторы связи умеют строить сети и телефонию и имеют хороший потенциал развития облачных сервисов для частных клиентов, работать с корпоративным сектором им тяжело, констатирует гендиректор IT-интегратора «Крок» Борис Бобровников.

Но кооперация с материнской компанией-оператором может и помочь интегратору, напоминает Яппаров. Сейчас набирают популярность «управляемые сервисы» – услуги заказчикам, которые размещают в крупных центрах обработки данных свое оборудование и информационные системы, поясняет он. По замечанию Яппарова, операторы связи как раз активно инвестируют для этого в дата-центры, а дочерний интегратор сможет предоставлять такие услуги на их базе.

Если у оператора ключевая цель – быстро занять желаемую долю рынка, он вполне может выбрать стратегию демпинга, а когда добьется доли, станет диктовать свои условия и тогда сможет заработать, считает техдиректор Softline в Восточной Европе и Центральной Азии Дмитрий Новиков. Эта агрессивная политика занижения цен была бы эффективнее среди небольших клиентов, потому что у крупных уже устоявшиеся отношения и условия с подрядчиками, они менее склонны к переменам, рассуждает Новиков. В любом случае, заключает он, из-за высокой конкуренции маржинальность на рынке IT-аутсорсинга постоянно снижается и наращивать долю в этих условиях приоритетно, чтобы зарабатывать на большом обороте.

Успех IT-интеграторов на российском рынке зависит от проектов с госфинансированием, писали год назад аналитики компании IDC. Прошел год, и они сообщили, что теперь рынок IT-услуг будет развиваться благодаря анонсированной государством программе цифровой экономики. По мнению аналитиков IDC, помешать такому развитию может лишь нехватка IT-специалистов – несмотря на принимаемые государством меры, эта проблема продолжает оставаться актуальной. Кроме того, IT-сервисы приобретают все большую значимость (что полезно для их поставщиков), но одновременно их ждет усиление конкуренции с внутренними IT-департаментами и собственными IT-компаниями крупных заказчиков, пишут аналитики IDC.

По наблюдениям IDC, наибольшей популярностью среди всех IT-услуг пользуются хостинг и администрирование софта, поскольку все больше приложений заказчики потребляют по облачной модели. А в будущем, прогнозируют аналитики IDC, проникновение мобильных технологий, систем аналитики, интернета вещей и искусственного интеллекта создаст спрос на услуги в области безопасности и заказной разработки софта.