ФАС обвинила операторов в дискриминационных условиях sms-рассылки

Банки с госучастием в капитале платят за нее меньше частных
Антимонопольная служба подозревает, что операторы берут за sms-рассылки с частных банков в разы больше, чем с государственных/ Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что возбудила дело против МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и «Т2 РТК холдинга» (Tele2), усмотрев в их действиях нарушение закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, объясняет ФАС, что государственным и негосударственным заказчикам, в частности банкам, операторы предлагают разные условия sms-рассылок.

По словам начальника управления ФАС Елены Заевой, расследование началось, когда в ФАС поступили заявления от банков и интернет-магазинов. Каких – она не назвала. Для банков с государственным участием установлены тарифы ниже, чем для остальных пользователей, передала она «Ведомостям».

Тарифы на рассылки для негосударственных банков в 5 раз выше, чем для государственных, рассказывает председатель «Национального совета финансового рынка» Андрей Емелин. По его словам, в среднем за эсэмэску клиенту банк, в капитале которого участвует государство, платит около 0,3 руб., а частный – около 1,5 руб. В декабре 2017 г. – марте 2018 г. операторы подняли тарифы на рекламные рассылки примерно вдвое, а на эсэмэски о банковских транзакциях – примерно втрое, утверждает Емелин. А «Вымпелком», говорит он, стал передавать только кириллические сообщения.

Действия «Вымпелкома», лишившего клиента возможности транслитерировать эсэмэски на латиницу, могли привести к удорожанию стоимости sms-рассылки в 2 раза, говорится в сообщении ФАС.

Тарифы для каждого банка устанавливаются в индивидуальном порядке, утверждает директор департамента платежных систем «СМП банка» Елена Биндусова. Что касается «СМП банка», то и в 2017, и в 2018 гг. тарифы значительно выросли, передала она «Ведомостям». Банк решил постепенно уходить в сторону мессенджеров и пуш-уведомлений, уменьшая число обычных эсэмэсок, заключает она.

В феврале Госдума приняла закон, обязывающий банки информировать заемщиков о задолженности и об остатке кредитного лимита после каждой операции по карте, а в марте ФАС начала расследование против МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и Tele2, подозревая, что из-за них рос тариф на банковские эсэмэски.

Чем не заменишь эсэмэску

Получение сообщений по сетям передачи данных (электронная почта) и по сетям местной телефонной связи (голосовые сообщения) не обеспечивает быстрое и адресное оповещение. Так решила комиссия ФАС, рассматривавшая в прошлом году жалобы Национального процессингового центра и страховой компании «Согаз» на операторов. Стационарное абонентское устройство (компьютер или фиксированный телефон) не находится с абонентом в любой момент времени, заключила она.

В середине июня ФАС решила, что тарифы для госбанков отличаются от тарифов для частных, и предписала за две недели устранить разницу. Но операторы не использовали предписание, сообщила ФАС.

Sms-рассылки дорожают не первый год, напоминает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: трафик эсэмэсок от абонента к абоненту снижался, но это по-прежнему удобный и востребованный компаниями и банками канал информирования клиентов. Банки и ритейл, основные заказчики услуги, все активнее используют альтернативные каналы связи с клиентами – мессенджеры, собственные приложения и др.

Например, «Почта банк» переводит в Viber информирование клиентов, говорил в июле представитель банка, а помогает ему в этом процессинговая компания «Мультикарта». «Мультикарта» планирует охватить таким сервисом до 40 банков – партнеров «Мультикарты» с общей эмиссией около 700 000 карт, сказал тогда начальник управления по работе с клиентами «Мультикарты» Алексей Блинов. По оценкам «ТМТ консалтинга», рассылки в Viber дешевле эсэмэсок на 20–30%.

Sms-рассылки не единственный способ информирования клиентов, «Мегафон» не доминирует на этом рынке, передал «Ведомостям» руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам «Мегафона» Дмитрий Абрамов: доступны различные способы информирования клиентов – e-mail, звонки, мессенджеры, пуш-уведомления из приложений. Что касается банков, то необходимо отметить, что закон не регламентирует способ информирования и банки и их клиенты могут выбрать любой, а разные способы информирования предлагают не только банки, но и другие организации, говорит Абрамов. Тарифы «Мегафона» и публичны, и прозрачны, и рыночны – он готов представить ФАС дополнительные материалы, заверил Абрамов.

Договоры Tele2 с организациями без государственного участия не содержат дискриминационных условий и оператор рассматривает возможность обжаловать вынесенное ранее предупреждение ФАС в суде, говорит его представитель Ольга Галушина.

Представители МТС и «Вымпелкома» отказались от комментариев.