Lenta.ru отсудила у ФАС право рекламировать букмекеров

Впервые СМИ удалось оспорить штраф за рекламу ставок
Суд решил, что размещать рекламу букмекерских контор могут издания, которые имеют спортивную специализацию или тематику/ Андрей Гордеев / Ведомости

Арбитражный суд Москвы встал на сторону Lenta.ru в споре с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) за право рекламировать букмекеров. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель Rambler Group, куда входит издание. Суд постановил отменить решение ФАС о том, что реклама букмекерских контор на сайте издания нарушает закон «О рекламе», говорит он. Также суд отменил предписание ФАС о прекращении нарушения и наложении штрафа в размере 100 000 руб. в отношении Lenta.ru. Решение было вынесено 1 ноября. Издание размещало рекламу букмекерских контор «Фонбет» и «Bwin Россия».

Представитель ФАС сказал «Ведомостям», что это первый случай, когда СМИ удалось в суде отменить решение ФАС по поводу рекламы букмекеров. Служба намерена продолжить спор в апелляционной инстанции.

Согласно статье 27 закона «О рекламе», размещать рекламный контент букмекерских контор могут печатные и интернет-СМИ, которые специализируются на спортивном контенте. Также закон разрешает размещать такую рекламу в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Антимонопольная служба принимала решение в отношении Lenta.ru на основании разъяснений Роскомнадзора, согласно которым к спортивным СМИ можно отнести только те, у которых в свидетельстве о регистрации СМИ единственной тематикой указано распространение материалов и сообщений физкультурно-спортивного характера, уточнил представитель ФАС.

Суд же решил, что размещать рекламу букмекерских контор могут издания, которые имеют спортивную специализацию или тематику, т. е. сообщают спортивные новости и освещают спортивные события, говорит представитель Rambler Group. «Суд не согласился с ограничительным толкованием нормы закона, которой придерживалась ФАС и согласно которой размещать рекламу букмекеров могут СМИ, в свидетельстве которых есть только одна – спортивная – тематика», – говорит он. Фактически суд согласился с тем, что, для того чтобы СМИ могло размещать рекламу букмекерских контор, достаточно регулярно публиковать спортивные новости или иметь раздел о спорте.

Это решение суда – прецедент для российского рынка, сказал операционный директор Rambler & Co Дмитрий Сергеев. ФАС, рассуждает он, предлагала ограниченную трактовку закона, создав «монопольное положение для спортивных изданий». Из-за этого общественно-политические и развлекательные СМИ, которые публикуют также и спортивные новости, лишаются дополнительных доходов от рекламы букмекерских контор.

В 2017 г. букмекеры потратили на рекламу в печатных СМИ, интернете и телеканалах 2,8 млрд руб., подсчитал Adindex на основе данных Mediascope.

ФАС регулярно штрафует СМИ и интернет-издания за незаконное размещение рекламы букмекеров. Например, в конце октября УФАС по Москве признало «Яндекс» нарушителем закона (размер штрафа пока не определен) из-за распространения рекламы букмекерской конторы «Фонбет» во время трансляций матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. и в записях лучших моментов, которые можно было смотреть на сайте интернет-компании («Яндекс» самостоятельно размещал в них рекламу).