Аналитики скептически отнеслись к первому смартфону «Яндекса»
Они считают его цену слишком высокой для гаджета с такими характеристикамиВчера «Яндекс» представил первый в истории компании смартфон, который будет стоить 17 990 руб. С 6 декабря его можно купить в музее «Яндекса» на ул. Тимура Фрунзе, а с 7 декабря гаджет появится в розничных сетях «Вымпелкома», «М.видео» и «Эльдорадо», а также в онлайн-маркетплейсе «Беру» с доставкой по всей России.
Устройство работает на операционной системе Android и своим внешним видом и характеристиками напоминает многие китайские смартфоны. У «Яндекс.Телефона» 5,65-дюймовый дисплей с разрешением Full HD+ (2160 на 1080 пикселей), 8-ядерный процессор Snapdragon 630, 4 Гб оперативной памяти, 64-гигабайтный накопитель и модуль NFC для бесконтактных платежей. На боковых гранях – стандартный набор из трех кнопок, 3,5-миллиметровый разъем для наушников и USB Type-C, сзади металлическая крышка, сканер отпечатков пальцев и логотип «Яндекса», а также три камеры: одна фронтальная и две на 16 и 5 мегапикселей на задней панели. Похожими характеристиками обладает, например, ASUS ZenFone 5 Lite, у которого чуть больше экран, а цены на «Яндекс.Маркете» начинаются от 16 000 руб. «Яндекс» обещает, что его устройство будет быстро заряжаться – до 20% за 17 мин и до 90% за 1 ч 20 мин.
В смартфон встроен голосовой помощник «Алиса». Для него выделено отдельное место на экране, и «Алиса» выступает как связующий элемент всех приложений в экосистеме «Яндекса», которая включает в себя более 70 приложений, объяснил вице-президент по экосистемным продуктам «Яндекса» Федор Ежов. Собственно, основная задача «Яндекс.Телефона» – показать пользователю возможности сервисов «Яндекса». Для погружения в экосистему покупатели получат бонусы: полугодовую подписку «Плюс», в которую входят скидки на «Яндекс.Такси», подписку на «Яндекс.Музыку» и фильмы в «Кинопоиске», бесплатную доставку еды. А также 300 руб. на поездки на «Яндекс.Такси», 500 руб. на счет в «Яндекс.Деньгах» и 10%-ный кэшбэк на покупки, оплаченные «Деньгами», в течение трех месяцев.
«Яндекс» явно хочет показать, что он может предложить на новом смартфоне, говорит директор по программам мобильных устройств в IDC CEMA Саймон Бейкер. Компания конкурирует с Google за лидерство в российском поиске в интернете и выпуск телефона – логичное продолжение спора с Google, полагает он. «Яндекс» обращался в ФАС, чтобы доказать, что требование Google об эксклюзивной предустановке своих приложений на устройствах Android в России является нарушением антимонопольного законодательства. В апреле 2017 г. стороны заключили мировое соглашение, и Google пообещал не препятствовать предустановке конкурирующих сервисов и поиска.
Ежов из «Яндекса» считает смартфоны стоимостью 10 000–20 000 руб. самым быстрорастущим сегментом, поскольку обладатели устройств за 5000–7000 руб. хотят получать больше функций и переходят на более дорогие гаджеты. В то же время владельцы дорогих флагманских гаджетов мигрируют в средний сегмент, поскольку отличия по функциональности уже не столь сильны, говорит представитель «Яндекса».
Сегмент 10 000–20 000 руб. сейчас самый популярный, соглашается представитель «М.видео» Валерия Андреева. 50% продаваемых в России смартфонов попадают в эту категорию, а продажи таких смартфонов за девять месяцев 2018 г. выросли на 35%, отмечает она. Именно этот сегмент показал самый значительный рост и в ритейловой сети «Вымпелкома» в III квартале: количество проданных устройств в штуках выросло почти в 5 раз год к году. Пользуются популярностью и российские устройства на Android. По данным «М.видео», в десятку самых популярных смартфонов входят два российских бренда – BQ-mobile и Vertex, правда, все их устройства стоят до 10 000 руб.
Но аналитики сомневаются в успехе нового смартфона. Стоимость «Яндекс.Телефона» значительно выше среднего уровня других смартфонов на Android, так что устройство вряд ли окажет существенное влияние на рынок, считает аналитик IDC Russia Ольга Бабинина. Судя по довольно высокой цене для смартфона с подобными характеристиками, «Яндекс.Телефон» – это скорее пробный шаг, который рынок не почувствует, считает аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Чтобы показать существенные продажи, «Яндексу» придется инвестировать в маркетинг и дистрибуцию. Пока это похоже на «бета-тест» на фанатах компании, считает Венгранович.