Статья опубликована в № 4756 от 18.02.2019 под заголовком: «Яндекс» набомбил на такси

«Яндексу» удалось снизить зависимость от рынка рекламы

Доля выручки от других бизнесов компании достигла 20%

«Мы построили еще одну компанию поверх первоначальной» – так прокомментировал итоги прошлого года один из основателей и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. Каждый пятый рубль, или 25,3 млрд руб., компания получила от не связанного с рекламой бизнеса. В IV квартале доля нерекламной выручки была даже выше и достигла 24%. Еще в 2017 г. она составляла всего 7%, а в 2016 г. – 4%.

Рост основного бизнеса «Яндекса» – рекламного – замедляется: с 25% в 2016 г. до 18% в 2018 г. Компания неоднократно заявляла, что стремится снизить зависимость от рынка рекламы и увеличить другие доходы. «На протяжении многих лет с момента основания компании мы придерживались единственной бизнес-модели, которая строилась вокруг поиска и онлайн-рекламы. Но сегодня «Яндекс» – это намного больше, чем поиск», – сказал Волож.

Всего в прошлом году выручка компании выросла на 41% до 126,4 млрд руб. (без учета «Яндекс.Маркета»). Это существенно выше итогов двух предыдущих лет, когда бизнес «Яндекса» вырос на 24 и 27% соответственно.

Большую часть нерекламных доходов компании приносит такси – 15% выручки в 2018 г. Этот сегмент растет быстрее остальных: в 2018 г. выручка от него увеличилась на 293% до 18,9 млрд руб. В следующем году эти доходы могут удвоиться, прогнозирует аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Но пока это направление нерентабельно, следует из отчетности компании: скорректированная EBITDA отрицательная – минус 4,4 млрд руб. Причина – высокие инвестиции, объясняет Венгранович.

Сегмент «такси» включает доходы от «Яндекс.Такси», Uber Russia, а также сервисы по доставке еды: «Яндекс.Еда», Uber Eats и Food Party. Бизнес непосредственно такси в России и странах СНГ, согласно отчетности компании, в прошлом году стал рентабельным. Число поездок достигло 1 млрд в сентябре прошлого года, а в 2019 г. компания ждет, что их будет более 2 млрд.

В июле 2017 г. «Яндекс.Такси» и Uber сообщили, что объединят бизнес в России, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Армении и Грузии. Партнеры пообещали вложить в капитал новой компании $100 млн и $225 млн. Всю компанию они оценили в $3,7 млрд. У российского поисковика контроль – 59,3%, Uber получил 36,6%, сотрудники – 4,1%.

Несмотря на рост выручки, инвесторы продавали акции «Яндекса». К закрытию торгов на NASDAQ цена акций компании упала на 8,5% до $31,4. Отчетность «Яндекса» вышла в пятницу, когда стало известно о задержании сотрудников Вaring Vostok, включая его основателя гражданина США Майкла Калви. Американские СМИ, в том числе Bloomberg, The Washington Post, CNN, описывая дело Baring Vostok, называют главной инвестицией фонда именно «Яндекс». Часто это единственная указанная инвестиция Baring Vostok, убедились «Ведомости», и американские СМИ, как правило, не уточняют, что фонд уже вышел из поисковика. Часть акций Baring Vostok продал в ходе IPO «Яндекса» в 2011 г., остальное – в 2016 г. Поэтому вряд ли падение котировок можно связать с делом Baring Vostok, солидарны Венгранович и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Представитель «Яндекса» это не комментирует.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики не согласны с реакцией инвесторов на отчетность «Яндекса». Компания ожидает снижения рентабельности «портала и поиска» по итогам 2019 г. на 100–200 базисных пунктов, но «Яндекс» в начале года всегда делает осторожные прогнозы, говорит Беспалов.

komandir
13:56 18.02.2019
Может быть доходы от рекламы просто перестали расти? Яндекс превратился в поиск по своим сервисам и блокам директа, с минимизацией трафика на сторонние сайты. Доля доходов от РСЯ( размещение директа на сторонних сайтах) небольшая, стоимость клика падает, так как рекламу с самыми высокими ставками Яндекс забирает себе. Сама выдача на другие сайты планомерно с 2015/2016 всеми возможными средствами сокращается - 4-5 рекламных блоков, всякие чаты, Андромеда с каруселью на полэкрана, гнобление сайтов с рекламой гугла ну так далее, все что-бы люди меньше и меньше уходили на сторонние сайты. Такое впечатление что в новом алгоритме поиска 2019 года осенью, он просто уберет органическую выдачу. Везде где есть какая-то движуха, он создает свой сервис. Такое впечатление, что это альтернативная версия построения независимого интернета. Когда всё отключат - будет только один яндекс со своими сервисами.
00
Комментировать