В России на треть выросли продажи умных устройств для дома

Больше всего россияне любят бытовую технику, которой можно управлять со смартфона
Максим Стулов / Ведомости

Продажи умных устройств для дома в России в 2018 г. выросли на 33% в штуках и на 11% в деньгах, подсчитала исследовательская компания GfK. Всего в 2018 г. в России купили 1,2 млн таких устройств на общую сумму 20,8 млрд руб. (282 млн евро по среднему курсу за 2018 г.). Под умными устройствами для дома GfK понимает аудио- и видеотехнику, работающую с умными помощниками, бытовую технику, которой можно управлять со смартфона, а также различные камеры наблюдения, лампочки и розетки, работающие через приложения. На Россию пришлось 11,3% от продаж умных устройств среди всех европейских стран. Общий рынок Европы аналитики GfK оценили в 2,5 млрд евро.

Самыми продаваемыми умными устройствами для дома в России в 2018 г. стала бытовая техника, говорит глава сектора потребительской электроники GfK Rus Андрей Тимошенко. На крупную бытовую технику, такую как холодильники, стиральные машины и кондиционеры, которыми можно управлять при помощи смартфона, пришлось 70% продаж, уточнил он. 15% пришлось на мелкую бытовую технику, например на умные пылесосы, чайники, весы. На продажи различных аудио- и видеоустройств, включая колонки с голосовыми помощниками, пришлось 10% рынка. Меньше всего в деньгах на российском рынке продается камер наблюдения, лампочек и розеток (только 5% продаж).

Продажи бытовой техники с подключением к интернету и приложению (холодильники, стиральные машины, кофемашины) растут на несколько десятков процентов в год. Но пока это все же нишевый сегмент, говорит представитель «М.видео – Эльдорадо» Валерия Андреева. А самым динамичным сегментом подключаемой к интернету техники стали устройства умного дома, включая камеры наблюдения, всевозможные датчики дыма, протечек, говорит Андреева. Спрос на эти устройства в сети растет год к году в три раза в штучном выражении и в четыре раза – в денежном.

Умные датчики лучше всего продаются и в салонах продаж «Вымпелкома». Поэтому оператор запустил специальный тариф для умных вещей для массового рынка, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Она не уточнила динамику продаж устройств.

В магазинах объединенной компании «Связной – Евросеть» продажи техники для умного дома в 2018 г. выросли к прошлому году на 84% в денежном выражении и на 16% в штуках, рассказывает вице-президент сети по продажам Давид Борзилов. Наибольшей популярностью пользовались IP- и Wi-Fi-камеры, продажи которых в штуках выросли в 30 раз, указывает он. Продажи умных розеток увеличились почти в три раза, умных напольных весов – на 70%, также уточнил Борзилов.

В «Ростелекоме» с 2017 г. продают коробочное решение для организации видеонаблюдения дома, которое включает облачное хранение и управление данными. И если на старте продажи исчислялись сотнями в месяц, то сейчас составляют тысячи, указывает представитель оператора Валерий Костарев. Также оператор продает комплекты «Умный дом», которые включают в себя контроллеры и разные наборы датчиков, их продажи растут, но темпов Костарев не раскрывает.

При этом устройства для умного дома в России пока разрозненны, каждое решает узкую задачу потребителя, отмечает GfK. В перспективе они должны объединиться в умную экосистему на базе умных помощников – именно так произошло в Европе и Азии. Продажи голосовых помощников в Европе в 2018 г. достигли 4,3 млн шт. Но в России, по оценкам GfK, пока продается около 1000–1500 умных помощников в неделю (4000–6000 в месяц). Это данные конца 2018 г. – начала 2019 г. Тогда начались продажи русифицированных умных колонок, которые пока делает только «Яндекс» (колонки с «Алисой» «Яндекс.Станция», Irbis A, Dexp Smartbox и Elari Smartbeat), уточняет Тимошенко. При этом нерусифицированные голосовые помощники (например Amazon Echo, Google Home, Apple HomePod) широкой популярностью не пользуются, говорит Тимошенко.

Представитель «Яндекса» не стал комментировать данные GfK, отметив, что с начала февраля до начала марта 2019 г. было продано больше 10 000 колонок, половина из которых – «Яндекс.Станции».