Статья опубликована в № 4804 от 26.04.2019 под заголовком: Алиса, покажи убытки!

«Яндекс» впервые раскрыл доходы от продажи гаджетов

Пока что этот бизнес далек от прибыли

В I квартале 2019 г. «Яндекс», по данным из квартального отчета, заработал 222 млн руб. на продажах гаджетов. В эту графу, озаглавленную IoT (Internet of Things), включены продажи «Яндекс.Телефона», «Яндекс.Станции» и некоторых устройств с предустановленным голосовым помощником «Алиса», созданных совместно с внешними партнерами, сообщил представитель «Яндекса» Илья Грабовский. В годовом отчете «Яндекс» сообщал, что «Алиса» установлена в устройствах внешних партнеров: наушниках Sony Experia Ear Duo, детских часах Elari KidPhone и умных колонках Irbis A, Dexp Smartbox и Elari SmartBeat.

Пока бизнес убыточен: по отчету, его отрицательный вклад в EBITDA составляет 170 млн руб. В предыдущих отчетах «Яндекс» не раскрывал данные о продаже гаджетов.

Грабовский не сказал, какова в продажах доля партнерских устройств.

«Яндекс.Станция» начала продаваться 10 июля 2018 г. в собственном магазине «Яндекса» в Москве, можно заказать ее на «Яндекс.Маркете» и в интернет-магазине «Беру» за 9990 руб. Партнерские колонки с «Алисой» дешевле: Irbis A – 3300 руб., Elari SmartBeat – 6000 руб. В конце февраля «Яндекс.Станции» появились в «Связной-Евросети», сейчас колонки можно купить в сети DNS, магазинах «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), «Ситилинке», «Мегафоне», перечислил представитель «Яндекса».

Продажи «Яндекс.Телефона» начались 6 декабря 2018 г. в магазине-музее «Яндекса», 7 декабря – в розничных сетях «Вымпелкома», «М.видео», «Эльдорадо» и в онлайн-маркетплейсе «Беру» – за 17 990 руб. В начале марта компания снизила цену смартфона до 13 990 руб. Устройство продается в DNS, «Билайне», «Связной-Евросети», «Ситилинке», «Мегафоне».

С начала февраля по начало марта продано около 5000 «Яндекс.Станций», говорил представитель «Яндекса».

Аналитик «БКС глобал маркетс» Мария Суханова полагает, что в I квартале 2019 г. их могло быть продано 20 000. Директор «Яндекса» по технологиям Михаил Парахин назвал ее оценку излишне консервативной, но заметил, что имеет в виду не только «Яндекс.Станции».

Собственные колонки «Яндекса» приобретают любители технологических новинок и жители мегаполисов, прочие покупатели выбирают более дешевые, сделанные в партнерстве с другими компаниями.

Продажи смартфонов оценить сложнее. В январе 2019 г. стало известно, что в декабре в рознице продано около 400 «Яндекс.Телефонов» (всего в январе россияне приобрели 3,5 млн смартфонов). Но эта статистика не учитывает основной канал продаж «Яндекс.Телефона» – маркетплейс «Беру», а также собственный магазин «Яндекса», парировал представитель поисковика.

Директор по маркетингу «Ситилинка» Александр Дедов считает спрос на «Яндекс.Телефон» (продажи начались в марте 2019 г.) невысоким – десятки штук в месяц – и будущий спрос, скорее всего, останется на том же уровне. Основными потребителями он называет приверженцев сервисов «Яндекса». Умная колонка больше интересует покупателей и продажи устройств исчисляются сотнями в месяц, рассказывает Дедов.

На «Яндекс.Станцию» приходится 85% продаж умных колонок в «Связной-Евросети», сообщил вице-президент по продажам компании Давид Борзилов.

Умная колонка позволяет зарабатывать на цифровых сервисах, что более интересно для «Яндекса», чем продажа самого устройства, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Поэтому отрицательный вклад продажи гаджетов в EBITDA его не удивляет: компания несет расходы на продвижение, маркетинг, закупку устройств. Но вряд ли «Яндекс» ставит цель получить прибыль от этого направления, полагает Либин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more