Владелец PickPoint выкупит у Qiwi сеть постаматов

Обогнать лидера этого сегмента, компанию Ozon, ему пока не удается
PickPoint (на фото) выкупит у Qiwi сеть постаматов /Евгений Разумный / Ведомости

Владелец PickPoint выкупит у своего конкурента – Qiwi сеть постаматов Qiwi Box. Об этом «Ведомостям» сообщили представители обеих компаний. Сроки завершения сделки и ее условия они не разглашают, сообщив лишь, что она пройдет в несколько этапов, чтобы клиенты не почувствовали изменений.

PickPoint – сервис по доставке товаров из интернет-магазинов. Крупнейший владелец кипрской PickPoint Delivery System (головная компания сервиса) – Festina Trading c Британских Виргинских островов. Ее конечные бенефициары не раскрываются, но ранее эту фирму называли совладельцем службы доставки «СПСР экспресс».

PickPoint, по данным Data Insight на ноябрь 2019 г., занимала 2-е место в рейтинге крупнейших операторов постаматов в России. По ее собственным данным, она управляет 2750 терминалами. После закрытия сделки с Qiwi у нее будет уже 5050 постаматов. У лидера рынка, Ozon, по данным Data Insight, 4500 терминалов, однако представитель самой компании говорит, что она управляет 6800 пунктами выдачи. Рынок постаматов настолько быстро развивается, что его лидеры могут открывать десятки терминалов в день, объясняет несоответствие данных гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В среднем один терминал стоит примерно 200 000–300 000 руб., значит, 2300 постаматов, которыми сегодня управляет Qiwi, могут стоить около 500 млн руб., подсчитал партнер Data Insight Федор Вирин.

PickPoint и Qiwi последние три года уже сотрудничали по агентской модели: Qiwi предоставляла технологическую платформу для постаматов (помогает налаживать взаимосвязь между логистическими сервисами и агрегаторами заказов из онлайн-магазинов), а PickPoint получала возможность доставлять товары из онлайн-магазинов в терминалы компании. Теперь все постаматы Qiwi полностью переходят в собственность PickPoint, говорят представители сторон. При этом у клиентов Qiwi, по их словам, остается возможность оплачивать заказы через терминалы компании. Она также продолжит управлять технологической платформой, за использование которой PickPoint будет платить комиссию, которая будет зависеть от количества заказов.

Логистический бизнес не основной для Qiwi, объясняет причину сделки руководитель Qiwi Box Алексей Рассказов, поэтому компания решила отказаться от сети постаматов в пользу своего давнего партнера PickPoint.

Он говорит, что покупкой терминалов интересовались и другие компании, но назвать их отказался.

За три года сотрудничества постаматы Qiwi Box уже стали практически неотъемлемой частью PickPoint и переход на прямое управление выглядит логичным этапом построения сети, считает гендиректор PickPoint Надежда Романова. Прямое управление, по ее словам, позволит компании увеличить количество заказов, доставляемых из онлайн-магазинов в постаматы, в 2–2,5 раза уже в 2020 г.

Постаматы действительно непрофильный бизнес для Qiwi, при этом ее доля в общей выручке сервиса незначительна, сказала аналитик BCS Мария Суханова. С ней согласен и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов, который говорит, что платежный бизнес приносит компании большую часть выручки, поэтому он считает продажу сети постаматов логичной. При этом, по его словам, острой необходимости в продаже активов для привлечения дополнительных денежных средств у Qiwi не было, у нее хорошая динамика по выручке и прибыли.

Постаматы – один из самых востребованных способов доставки из онлайн-магазинов, отмечает Бурмистров. По его словам, российский онлайн-ритейл отличается очень высоким уровнем конкуренции по срокам и стоимости доставки, причем для отечественных потребителей характерна высокая доля возврата товаров и нежелание осуществлять предоплату, что осложняет и увеличивает стоимость курьерской доставки. Поэтому, по его словам, ведущие ритейлеры начинают создавать собственные сети постаматов и пунктов выдачи. Он напоминает, что в последнее время среди владельцев сетей постаматов появились новые игроки, например Ozon или X5 Retail Group. Последняя в 2018 г. создала отдельное бизнес-направление 5Post и уже к концу этого года установила постаматы и пункты выдачи более чем в половине собственных магазинов.