Как роботы помогают людям во время пандемии

В разных странах они доставляют еду, тесты на коронавирус и другие посылки
Робот компании Starship Technologies /Reuters

Некоторые компании давно хотели и даже пытались использовать самоуправляемых роботов и дронов для доставки товаров. Пандемия коронавируса, из-за которой многие страны ввели режим самоизоляции, поспособствовала развитию автоматической бесконтактной доставки, компании уже применяют ее в США, Великобритании, Китае и России.

Так, стартап из Кремниевой долины Nuro изначально разрабатывал четырехколесного робота R2 для доставки продуктов состоятельным потребителям. Но после распространения коронавируса в компании задумались, как использовать его для борьбы с пандемией, рассказал сооснователь Nuro Дэйв Фергюсон газете The Wall Street Journal. Сейчас его роботы доставляют еду, медикаменты и другие необходимые товары в два полевых госпиталя в Калифорнии. Их максимальная скорость менее 60 км/ч, они не могут ездить по шоссе. Зато позволяют обеспечивать необходимыми товарами пациентов и сотрудников полевых госпиталей, не приближаясь к ним.

Nuro не получает денег за эту деятельность, но приобретает полезный опыт и данные, пишет Reuters со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Кроме того, у Nuro есть сервис доставки товаров в Хьюстоне. Но там стартап использует не маленьких роботов, а самоуправляемые автомобили Toyota Prius, в которых находятся водители, готовые при необходимости взять управление на себя. По данным Nuro, количество заказов в Хьюстоне почти удвоилось с тех пор, как началась самоизоляция.

Другие компании в США тоже используют самоуправляемые автомобили. С середины апреля машины Cruise, подразделения General Motors, доставляют еду нуждающимся пенсионерам в Сан-Франциско. В каждом автомобиле два оператора, один из которых в маске и перчатках оставляет сумки у дверей. В калифорнийском городе Ирвайн китайский стартап Pony.ai переоборудовал 10 электромобилей Hyundai Kona для доставки товаров из партнерского интернет-магазина.

Кроме того, провайдер самоуправляемых микроавтобусов Beep доставляет тесты на короновирус в клинику города Джексонвилл, штат Флорида.

В британском городе Милтон-Кейнс 50 шестиколесных роботов компании Starship Technologies доставляют людям продукты еще с конца 2018 г. Его жители делают заказы через специальное приложение. Но из-за пандемии спрос вырос, и теперь роботы работают почти со всеми жителями (их около 200 000 человек). Поэтому Starship планирует в ближайшее время удвоить количество роботов в городе. «Население у нас довольно молодое, и им нравится [сервис], – отмечает мэр Милтон-Кейнса Сэм Крукс (цитата по The Guardian). – Вначале был всплеск спроса благодаря эффекту новизны, а теперь для людей это стало обычным делом».

В России 29 апреля робот-курьер «Яндекс.Ровер» начал работать в Сколкове. Об этом «Яндекс» сообщил в своем блоге. Робот перевозит между зданиями документы и посылки, а задания сотрудники Сколкова дают ему с помощью смартфонов. Расстояние между зданиями может составлять несколько километров, а передвигается робот-курьер по тротуарам со скоростью пешехода. Груз находится в отсеке, который можно открыть с телефона.

Транспортировка товаров самоуправляемыми устройствами осуществляется не только по земле, но и по воздуху. Например, израильский стартап Flytrex в конце апреля запустил пилотный проект в Северной Дакоте, пишет WSJ. Он покупает товары весом до 3 кг в супермаркете Walmart, а затем его дроны доставляют их во дворы домов клиентов, которые живут поблизости. В ближайшие месяцы компания надеется расширить радиус полета до 3 миль (4,8 км), что позволило бы осуществлять доставку в сотни домов. Раньше главным барьером для развития отрасли была бюрократия, но на фоне пандемии сотрудники Федерального управления гражданской авиации США (FAA) стали активнее взаимодействовать со стартапом, отмечает его гендиректор Ярив Баш.

В китайской провинции Чжэцзян дроны Antwork Technology в рамках пилотного проекта уже два года доставляли заказы из Starbucks и KFC. Когда там началась эпидемия, беспилотники стали использовать для отправки образцов для тестов на коронавирус из местной больницы в более крупный госпиталь. С февраля дроны совершили 450 полетов без единого происшествия.

Но пандемия вряд ли радикально изменит баланс сил на рынке доставки в пользу роботов и дронов, ведь их количество пока не сопоставимо с армией сотрудников Amazon, пишет WSJ. К тому же, компании не готовы к взрывному росту спроса. «Мы не можем мгновенно увеличить производственные мощности», – говорит Фергюсон из Nuro. Кроме того, подавляющее большинство покупок люди все еще совершают в офлайн-магазинах, добавляет он.