Сервис конвейерной бухгалтерии объявил об открытии офисов в регионах

Спрос на подобный аутсорс растет – бизнес сокращает издержки на фоне эпидемии COVID-19
РИА Новости

Cервис аутсорсинга бухгалтерии «Мако» начинает экспансию в регионы, рассказал «Ведомостям» его основатель Владимир Зинин. По его словам, осенью офисы компании, до сих пор работавшей только в Москве и Петербурге, появятся в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре и Волгограде.

Географическое расширение бизнеса Зинин объясняет резким ростом спроса на недорогие аутсорсинговые бухгалтерские услуги. Основатель «Мако» связывает это с неблагоприятной общеэкономической ситуацией, а также с эпидемией COVID-19. Компании и предприятия, с одной стороны, стремятся максимально сократить расходы на ведение бухгалтерского учета, а с другой – эффективно разобраться с субсидиями, налоговыми льготами и другими мерами поддержки бизнеса, предложенными правительством. Сделать это без специалиста, досконально разбирающегося в бухучете, зачастую просто невозможно, объясняет Зинин. При этом практического опыта для решения нестандартных вопросов зачастую нет ни у штатных бухгалтеров, ни у классических аутсорсеров, уверен он.

«Мако» основан в 2016 г. Это первый в России сервис бухгалтерского аутсорсинга конвейерного типа. На протяжении первых трех лет работы его оборот ежегодно рос на 30–40%. По словам Зинина, из-за общего спада бизнес-активности, связанного с эпидемией, в мае по сравнению с апрелем количество клиентов «Мако» сократилось на 20%. Однако уже в июне их стало больше, чем в апреле (количество пользователей аутсорсинговой бухгалтерии превысило 600). Соответственно выросла и выручка сервиса, утверждает Зинин.

Состояние рынка бухгалтерского аутсорсинга в России

В 2019 г. «СКБ Контур» исследовал рынок бухгалтерского аутсорсинга в России. По его оценке, год назад в стране существовало не менее 25 000 бухгалтерских фирм, которые обслуживали более 600 000 официально зарегистрированных организаций. Объем рынка в 2019 г. составлял 2,5 трлн руб. и показывал ежегодный прирост 10–20%.

Больше всего бухгалтерских фирм в Москве и Московской области, а также в Южном федеральном округе, рассказывает руководитель отдела маркетинговых исследований «СКБ Контур» Екатерина Невелева. Более 90% выручки бухгалтерских компаний приходится на договоры комплексного бухгалтерского обслуживания, говорит она. По ее словам, в последние годы аутсорсинговые компании в России стали укрупняться. Часто это аутсорсинговые сервисы при крупных финансовых структурах и банках, отмечает Невелева.

По статистике рейтингового агентства «Эксперт», объем рынка аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета в 2019 г. составил почти 11,2 млрд руб., говорит директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing Людмила Шустерова. Стоит понимать, что это неполные данные, ведь в рейтинге не учитываются абсолютно все участники рынка ауторсинга, отмечает она.

Стоимость обслуживания в «Мако» составляет в среднем 8000–10 000 руб. в месяц за ведение компании под ключ – это примерно в два раза ниже средней по рынку стоимости услуг внешних приходящих бухгалтеров. Отличие сервиса от них, а также от многочисленных бухгалтерских компаний – конвейерный метод, когда формированием отчетности занимается не один бухгалтер, а целая группа сотрудников, обрабатывающих документацию по цепочке, разложив весь процесс на отдельные операции, утверждает Зинин. По словам Зинина, такой подход позволяет, с одной стороны, практически полностью избежать ошибок в отчетности, чреватых штрафами ФНС. А с другой – быстро разбираться с претензиями и запросами финансовых госорганов (например, когда они поступают поздно вечером), блокировками счетов банками.

В отличие от штатного бухгалтера конвейерный сервис не может уйти в отпуск или на больничный. Кроме того, «Мако» гарантирует клиентам выплату 100% санкций в случае, если компания-клиент будет оштрафована по вине бухгалтерии – ошибки конвейерной бухгалтерии застрахованы в «Росгосстрахе» на сумму до 5 млн руб.

Непростая экономическая ситуация стимулирует компании повышать эффективность, делегировать профессионалам те процессы, которые не являются для них ключевыми, рассуждает заместитель генерального директора по стратегическому развитию BDO Людмила Шустерова. Преимущества профессионального провайдера в том, что внутренние функции становятся более управляемыми и прозрачными, считает она. При этом клиент может пользоваться всеми возможностями технологий, которыми не обладает в силу специфики деятельности.

Изначально услугами конвейерной бухгалтерии в основном пользовался малый и микробизнес. Для таких компаний такая организация бухгалтерского сопровождения – единственная эффективная альтернатива обычному аутсорсу, когда один бухгалтер среднего уровня одновременно ведет дела нескольких компаний. Небольшой бизнес также не может себе позволить держать в штате квалифицированных бухгалтеров, отмечает Зинин.

Однако в последний год у «Мако» все больше крупных клиентов: отели, рестораны, медицинские центры, промышленные предприятия, рассказывает Зинин. Например, один из петербургских заводов недавно сократил весь отдел бухгалтерии, состоявший из пяти человек, и перешел на конвейерную бухгалтерию «Мако» – экономия составляет 5 млн руб. в год. «К тому же мы смогли предложить им и согласовать с налоговой более эффективную схему расчета налога на прибыль, что позволило экономить еще несколько миллионов рублей в год», – делится Зинин.

Ключевые клиенты аутсорсинговой бухгалтерии – индивидуальные предприниматели (на УСН, ЕНВД или патенте), реже такими услугами пользуются ООО или компании с сотрудниками, рассказывает представитель «Тинькофф бизнеса». Пандемия повлияла на развитие этого сегмента, спрос на услуги бухгалтеров на аутсорсинге вырос, поскольку очень много изменений произошло (и происходит до сих пор) в налоговом календаре: что-то переносится, отменяется, появляются нововведения. И многие клиенты не хотят следить за всеми изменениями самостоятельно, отмечает представитель «Тинькофф бизнеса». По его словам, многим клиентам нужна помощь в оформлении налоговых субсидий. Они занимаются сохранением бизнеса, переходом в онлайн, а вопрос субсидий отдается на аутсорсинг, отмечает он.

Можно предположить, что до конца 2020 г. сегмент услуг онлайн-бухгалтерии будет расти несколько быстрее остального рынка, и этот сегмент по итогам года вырастет почти на 30%, считает замруководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По мнению Зинина, совокупный объем рынка действительно может вырасти на 30% и даже 40%, но при этом число игроков сократится: обострившаяся конкуренция приведет к консолидации. С рынка массово уйдут фрилансеры-одиночки. А в сегменте услуг бухгалтерского аутсорсинга наиболее сильные игроки, способные обеспечить одновременно низкие цены и высокий уровень качества, будут увеличивать долю рынка, вытесняя мелких игроков, прогнозирует он.