Продажи ноутбуков снизились на 15%
Падение объясняется аномальным спросом в разгар пандемииЗа неполное первое полугодие 2021 г. (с января по май) в России купили 1,1 млн ноутбуков – на 15% меньше, чем в этот же период прошлого года, подсчитала компания GfK. В деньгах продажи, напротив, ощутимо выросли – на 20%, превысив 60 млрд руб., сообщили «Ведомостям» в исследовательской компании.
В марте 2020 г. резко снизился курс рубля, тогда же начался массовый переход на удаленную работу и учебу, связанный с пандемией COVID-19, из-за этого в начале прошлого года спрос на ноутбуки вырос настолько, что был поставлен рекорд по продажам этих устройств в штуках, отмечает сотрудник отдела продаж сервисов российской GfK Наталья Моржова: «В этом году побить его не удалось».
Рост денежного оборота рынка в GfK связывают с увеличением цен на модели, ростом спроса на ультратонкие портативные и игровые ноутбуки.
В первом полугодии российский рынок ноутбуков просел на 15% в количественном выражении, но вырос в денежном на 19% относительно прошлого года, подтверждает вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин: «Прошлогодний бурный рост был связан с резко возросшей потребностью людей в ноутбуках для обустройства удаленного места для работы и учебы. Сегодня люди более-менее укомплектовали свой home office, в связи с чем спрос не такой высокий, как годом ранее».
С тем, что продажи ноутбуков снижаются, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «К этому привел ажиотажный спрос на технику в прошлом году. Сейчас снижение идет как в рознице, так и на рынке ноутбуков для корпоративного сектора – многие компании в 2020 г. вложили значительные бюджеты для оснащения оставшихся дома сотрудников портативными ПК».
Впрочем, продажи ноутбуков снижаются не на всех площадках: например, во II квартале 2021 г. на «AliExpress Россия» они выросли на 7% год к году, рассказал «Ведомостям» представитель маркетплейса.
Муртазин, другие аналитики и участники рынка электроники согласны в том, что рынок ноутбуков снижается как из-за ажиотажной скупки компьютеров в начале 2020 г., так и из-за роста цен на них.
«Например, за год с середины 2020 г. примерно на 5–10% подорожали ноутбуки из модельного ряда Huawei и Honor», – утверждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Устройства ряда других вендоров дорожают быстрее. Например, по данным «Яндекс.Маркета», лэптоп HP OMEN 15-dh1 сейчас в среднем стоит 123 660 руб. – это почти на 13% дороже, чем в марте. С апреля по июль средняя цена на устройство Lenovo Ideapad L340-17API выросла на 14% до 54 490 руб.
Средняя цена ультратонкого ноутбука за пять месяцев 2021 г. выросла почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказывает Моржова.
Средняя цена ноутбука за год увеличилась на 41% и достигла 57 575 руб., в свою очередь утверждает Догадин.
Рост цен на ноутбуки во многом стал следствием дефицита комплектующих, возникшего из-за закрытия части производств и сбоя логистических цепочек в разгар пандемии, напоминает Денис Кусков, директор компании Telecom Daily: «Этот дефицит коснулся не только рынка компьютеров, но и производителей смартфонов, автомобилей, бытовой техники».
С конца прошлого года под влиянием пандемии рынок ноутбуков столкнулся сначала с задержкой поставок, затем с нехваткой комплектующих, что в результате вызвало дефицит готовых устройств, отмечает Догадин: «Мы ожидаем, что неопределенность на рынке ноутбуков сохранится вплоть до конца текущего года».
Снижение продаж ноутбуков Половников также объясняет вспыхнувшей модой на майнинг: «Дело еще и в конкуренции между настольными ПК и ноутбуками – из-за взрывного роста курса криптовалют в конце прошлого года десктоп невозможно было купить, зачастую их брали только из-за видеокарт, необходимых для генерации цифровых монет, а остальную начинку выбрасывали. При этом ноутбук оставался единственной альтернативой при покупке рабочего или домашнего устройства».
Половников уверен, что по итогам целого 2021 года рынок ноутбуков покажет отрицательную динамику: «Спад продаж в натуральном выражении составит около 10%».
«Справедливо говорить о том, что рынок ноутбуков в России вернулся к нормальным темпам роста после активного и внепланового перехода на дистанционные форматы работы и учебы в 2020 г.», – отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева. Продажи ноутбуков на розничном рынке в январе – июне в натуральном выражении чуть ниже первого полугодия 2020 г., но в 1,5 раза выше, чем за тот же период 2019 г., отмечает она: «Россияне продолжают обновлять свои мобильные компьютеры, инвестируя в более мощные модели или, например, игровые форматы».