Фонд «Авенир» и топ-менеджер «Яндекса» инвестировали в сервис онлайн-покупки авто CARL

Стартап привлек $1 млн на монетизацию бизнес-модели
В России растет количество людей, готовых купить машину онлайн / Андрей Гордеев / Ведомости

Ведущим инвестором раунда стал «Авенир», говорится в сообщении компании. Инвестиция оформлена в виде конвертируемого займа. Для «Авенира» это второй инвестраунд с CARL – в 2017 г. компания уже вложила в стартап $1 млн. По данным «СПАРК-Интерфакса», на 16 июня 2021 г. основателю проекта – предпринимателю Виталию Малыхину принадлежало более 75% ООО «Карл рус», фонду «Авенир» – более 24%. Малыхин подтвердил «Ведомостям», что сделка состоялась. Среди инвесторов стартапа в сообщении названы директор по новым продуктам «Яндекса» Дмитрий Степанов, а также Олег Шардин, Антон Волков и Александр Карпович, ранее инвестировавшие в платформу для удаленной работы Miro. 

Стартап запущен Малыхиным в 2016 г. Производителям и автодилерам компания предлагает оцифровать продажу машин, снизив ее стоимость, а потребителям – купить авто через мобильное приложение. CARL позволяет выбрать автомобиль по более чем 40 параметрам, зарезервировать машину, заказать тест-драйв в любой точке города по удобному маршруту (в поездке потенциального покупателя сопровождает собственный консультант по продукту) и оплатить покупку, не посещая дилерский центр. В CARL утверждают, что сервис синхронизирован со складами дилеров и импортеров, а оплата автомобиля происходит через свою платежную систему, что минимизирует расходы на эквайринг. При этом договор купли-продажи автомобиля клиент заключает с автодилером.

CARL зарабатывает на комиссионных за проданные машины и тест-драйвы от автопроизводителей и дилеров. Также CARL получает комиссию с продажи страховых полисов. Сегодня стартап работает в Москве и сотрудничает с автопроизводителями и более чем с 80 дилерскими центрами. По собственным данным CARL, в 2020 г. дилеры с помощью сервиса продали более 50 автомобилей стоимостью от 1,5 млн до 10 млн руб. Первое и второе место по продажам заняли марка Geely и концерн Stellantis (альянс Peugeot S.A, Groupe PSA и Fiat Chrysler Automobiles N.V.). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Карл рус» в 2020 г. составила 0,97 млн руб., чистый убыток – 43,3 млн руб. «Средства, привлеченные в ходе раунда, позволят нам плавно включить стадию монетизации бизнес-модели», – утверждает представитель CARL.

Инвестхолдинг «Авенир» основан в 2015 г. Борисом Жилиным и Ольгой Масютиной. Специализируется на вложениях в предприятия малого бизнеса. В портфеле «Авенира» 30 стартапов в различных сегментах, в том числе финансах, медицине, туризме и благотворительности.

В России растет количество людей, готовых купить машину онлайн, уверены в CARL. «Эта аудитория привыкла пользоваться наиболее продвинутыми сервисами и хочет до минимума сократить общение с посторонними», – говорит представитель стартапа. «Авторынок нуждается в цифровом подходе к маркетингу, надо ориентироваться на то, что Олег Тиньков делает на рынке финансовых и банковских услуг», – считает Жилин.

Коммерческий директор Volvo Car Russia Алексей Тарасов называет перспективной услугу удаленного заказа тест-драйва через мобильное приложение, отмечая, что его компании она интересна: «Автопроизводителю всегда удобнее протестировать готовое решение, которое есть на рынке».

44% автомобилистов сегодня готовы покупать автомобили онлайн, свидетельствуют данные опроса общественного движения «Синие ведерки», утверждает его координатор Петр Шкуматов: «Дилеры повсеместно накручивают стоимость автомобилей и навязывают кредиты, из-за чего покупатели хотят меньше контактировать с такими продавцами. Если сервис предложит приобретение автомобиля по заранее оговоренному ценнику без скрытых комиссий, найдется немало тех, кто будет рад воспользоваться таким предложением».

Авторынок снова едет вверх

По информации Ассоциации европейского бизнеса, после 9%-ного падения в прошлом году в первом полугодии 2021 г. российский авторынок продемонстрировал рост. Ассоциация зафиксировала рост продаж новых легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств (LCV) на 36,9% по сравнению с первым полугодием 2020 г. и на 5,1% по сравнению с доковидным 2019 годом. Всего в первом полугодии 2021 г. было продано 870 749 автомобилей. 

Основные риски проекта связаны с активностью крупных игроков рынка – Auto.ru, Avito и «Сберавто», считает гендиректор и сооснователь стартапа The Mashina (подписка на автомобили) Григорий Дудаш: «Сейчас экосистемы стараются замкнуть пользователя на себя, исключив автодилеров из цепочки продаж и превратив их в пункты выдачи машин. В такой ситуации CARL может рассчитывать только на свою гибкость, технологичность и скорость». Идеей выездного тест-драйва автодилеры могут легко воспользоваться, но им будет непросто повторить сильные стороны стартапа в виде выстроенной технологической воронки продаж – привлечения клиента и подведения его к покупке, полагает Дудаш: «Маркетинг автодилеров не отличается особой оригинальностью, а производители обычно думают о вовлечении и охвате клиентов, индексах удовлетворенности и лояльности, не слишком обращая внимание на показатели юнит-экономики».