«Дочка» АФК «Система» приобрела производителя электросудов Emperium

Это вторая инвестиция компании в судостроение после покупки «Кронштадт технологий»
Одним из самых масштабных проектов Emperium является строительство электрических речных трамваев для регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке/ Emperium

Дочерняя компания АФК «Система» Sitronics Group приобрела более 50% акций российской компании Emperium, производящей суда на электротяге. Об этом «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров Sitronics Group, управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков. Совладелец Emperium Андриан Правдин подтвердил факт сделки, отказавшись от дальнейших комментариев. Сумму сделки и точный размер акционерного пакета стороны не раскрывают. По словам представителя Sitronics Group, сделка позволит компании развивать морское и электрозарядное направления бизнеса.

Emperium – первая российская компания, организовавшая серийное производство электросудов. Аналогов серийного производства электросудов [такого] ледового класса с такой же вместимостью сегодня нет даже за рубежом, утверждает Катков. Сейчас компания выпускает шесть видов судов на электротяге, рассказал представитель «Ситроникса»: скоростной катамаран Ecocruiser вместимостью до 120 человек, суда Ecovolt 1.0, 2.0, 3.0 для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, суда Ecobus и Cityvolt – водные автобусы. На текущий момент построено всего шесть судов, уточнил он. Стоимость одного судна в компании не раскрывают.

Инвестором Emperium считается российский предприниматель Александр Лебедев, компания значится в перечне инвестпроектов на его официальном сайте. Но среди прямых владельцев Emperium Лебедев не указан. По данным «СПАРК-Интерфакса», Правдин владеет 31,6% компании, ООО «Кедр» принадлежат еще 25,22%, 21,07% – у Андрея Смирнова. Также доли менее 10% принадлежат четырем физлицам – Александре Швецкой, Евгению Андрачникову, Михаилу Тимофееву и Алексею Зюзину. Чьи именно доли выкупил «Ситроникс» – представитель этой компании не раскрыл.

Сфера строительства электросудов комплементарна существующим направлениям деятельности компании, уточнил он. «Ситроникс» будет развивать новое бизнес-направление, и в перспективе электросуда могут быть оснащены технологией автономного беспилотного судовождения, которую разрабатывает одна из компаний группы», – говорит Катков.

У «Ситроникса» уже есть бизнес, связанный с технологиями беспилотного судовождения. В феврале 2021 г. компания выкупила 100% акций АО «Кронштадт технологии» (КТ) у подконтрольного «Системе» АО «Кронштадт». КТ – крупный разработчик радиоэлектронных и информационных систем и единственный участник от России в Международной ассоциации маячных служб (IALA), отвечающей за развитие цифровой навигации на межгосударственном уровне, писали «Ведомости». В 2020 г. компания представила систему автономного судовождения БЭС-КФ, завершила проект по оцифровке судоходных рек и разработала цифровые тестовые акватории «Эрмитаж» и «Беспилотник» в рамках ФЦП развития электронной навигации в России.

Одним из самых масштабных проектов Emperium является строительство электрических речных трамваев для регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. В декабре 2021 г. московские власти выбрали на конкурсе компанию «Пассажирский порт» («дочка» судоходной компании «Водоходъ») для организации речных перевозок за 19,5 млрд руб. на 15 лет. Согласно контракту помимо самой услуги по перевозке «Пассажирский порт» должен создать флот из 21 электрического судна, построить 23 причала, шесть зарядок и два пункта базирования речных трамваев. В проекте Emperium выступает в качестве субподрядчика «Пассажирского порта» по строительству электросудов.

Как говорил в интервью РБК вице-мэр Москвы и руководитель дептранса столицы Максим Ликсутов в конце декабря 2021 г., Москва не будет сама закупать технику, бюджетные средства пойдут только на услугу организации перевозки. О том, что электротрамваи для столицы будут построены на верфи Emperium, сообщила в середине января лизинговая компания «Машпромлизинг», которая заказала суда для компании «Пассажирский порт».

«Москва станет первым городом в мире, в котором появится круглогодичный регулярный электрический водный транспорт такого уровня. Поэтому для нас это не только внутренний, но в перспективе и международный рынок», – утверждает Катков.

В дептрансе Москвы и «Водоходе» от комментариев отказались.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что стоимость 50% Emperium составляет не менее 3,5 млрд руб., причем значительную ее часть формирует портфель заказов, который по состоянию на I квартал 2022 г. – около 30 судов для Москвы, Санкт-Петербурга совокупной стоимостью более 6 млрд руб. (более 10 уже на различных стадиях строительства). «Сегмент пассажирских судов на электрической тяге даже в изменившихся после 24 февраля экономических условиях будет быстро расти в связи с активной господдержкой и высоким интересом администраций регионов и государственных лизинговых компаний», – отметил эксперт. Он добавил, что значительный потенциал спроса существует в Краснодарском крае на маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи, на Байкале, на речных маршрутах в Москве и Санкт-Петербурге.

Формально портфель заказов у Emperium превышает 30 млрд руб., при этом есть иск от ГТЛК на 8,5 млрд руб., знает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Выручка Национальной резервной корпорации, куда входит Emperium, в 2020 г. составила 2,2 млрд руб. и с учетом роста портфеля верфи можно предположить, что доля в 50% могла отойти «Ситрониксу» за 1–1,5 млрд руб., оценивает он.

«Для «Ситроникса» сделка открывает доступ к рынку заказов Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, где компания сможет реализовать компетенции в области беспилотного движения и навигационного оборудования. Для крупных городов электросуда могут оказаться востребованным сегментом, поскольку действующий сегодня водный транспорт не всегда соответствует требованиям времени», – резюмировал Гришунин.