Владельцы компьютеров смогут заработать на геймерах

Для этого им придется сдавать в аренду мощности своей техники
Облачный гейминг, или возможность запускать игры на своем компьютере даже со слабым железом, беря в аренду недостающие мощности на сервере компании, появился еще более 15 лет назад/ Максим Стулов / Ведомости

Телекомоператор МТС запустит сервис, который позволит владельцам компьютеров зарабатывать на сдаче компьютерных мощностей в аренду геймерам. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель компании. Сам оператор при этом планирует зарабатывать на комиссии, которую будет брать с пользователей.

Летом МТС запустила сервис для геймеров Remote Play, который позволяет удаленно использовать мощности персональных компьютеров различных пользователей. Чтобы использовать такое решение, владелец мощного ПК должен передать доступ к его мощностям по специальной ссылке. Новый сервис называется Fog Play и позволяет зарабатывать на такой сдаче мощностей в аренду. При помощи нового сервиса пользователи могут арендовать компьютер необходимой мощности у других пользователей платформы и запускать «тяжелые» игры с высоким уровнем требований к задержке сигнала на различных гаджетах, включая смартфоны, телевизоры, а также ПК меньшей мощности, объясняет представитель компании.

Стоимость аренды мощностей устанавливает владелец ПК, уточнил представитель компании. Если арендующий мощности пользователь сочтет недостаточно хорошим качество соединения, он может завершить сеанс в первые пять минут с момента запуска и в этом случае деньги автоматически вернутся на его карту, добавил он.

Сейчас платформа работает в режиме бета-тестирования. Как следует из данных на сайте платформы, пользователям доступны для аренды устройства по ценам 13–19 руб. в час. Исходя из этого, одно такое устройство может «зарабатывать» порядка 5000 руб. в месяц.

Представитель МТС не комментирует информацию о возможных доходах пользователей.

Наиболее близкий по описанию сервис – это платформа Drova.io, но последние несколько лет активного развития этой платформы не наблюдается, считает основатель сервиса Loudplay (оказывает услуги облачного гейминга и виртуального ПК для бизнеса) Виталий Стародубов. Средняя стоимость аренды мощностей на этом сервисе – около 30 руб. в час. Средняя же стоимость подобных услуг на сервисах централизованного гейминга при почасовой модели – 50–80 руб. в час, но многие сервисы активно переходят на гибридную модель «подписка + докупка игрового времени», отметил Стародубов.

Размер комиссии, которую будет брать МТС, составляет 20% с каждого перевода, но из этих средств оператор направляет часть денег на процессинг услуг, а также на маркетинг для привлечения новых владельцев мощных ПК, сообщил представитель МТС. Какая организация предоставляет услуги процессинга, собеседник не раскрыл.

На первом этапе работы сервиса МТС рассчитывает привлечь не менее 5000 владельцев мощных ПК. К их устройствам компания предъявляет ряд технических требований: модель имеющейся видеокарты должна быть Nvidia GTX 1070 или AMD Radeon RX 580 и выше, операционная система Windows 10 или 11, скорость соединения от 20 Мбит/с на входящее и исходящее соединение.

Стоимость создания сервиса в МТС не раскрывают, но уточняют, что разработка велась силами специалистов оператора и большую часть инвестиций составляет их фонд заработной платы. Работа над проектом началась в 2019 г., но активной разработкой МТС занималась с сентября 2021 г., рассказал представитель компании.

Облачный гейминг, или возможность запускать игры на своем компьютере даже со слабым железом, беря в аренду недостающие мощности на сервере компании, появился еще более 15 лет назад, обращает внимание независимый эксперт Александр Кузьменко. По его словам, первыми такими сервисами были проекты Onlive или Gaikai. Сейчас такие сервисы есть у очень многих компаний, например недоступный теперь в России GeForce Now от NVIDIA, приводит пример Кузьменко. Существуют и отечественные разработки, например проекты облачного гейминга от МТС или VK Play, отмечает эксперт.

Аренда мощностей в таких сервисах осуществляется по подписке, ее размер составляет порядка $10, или около 600 руб. в месяц, знает Кузьменко. Но все существующие проекты основаны на использовании серверов какой-то компании, тогда как платформ, на которых можно было бы арендовать мощности ПК для гейминга у какого-либо другого стороннего пользователя, эксперт не припоминает.

Впрочем, аналогичная технология уже «удачно показала себя» в майнинге, отмечает он. «Однако в случае с такими требовательными к качеству и скорости интернета вещами, как видеоигры, серьезное развитие это получит только в будущем», – говорит Кузьменко. По его словам, проникновение и общая скорость интернета всегда были самой большой проблемой развития облачного гейминга. «Для более-менее комфортной игры необходима скорость в районе 100 Мбит/с, что очень много даже для таких крупных мегаполисов, как Москва или Петербург. Возможно, с проникновением сетей 5G в будущем эта проблема решится», – резюмировал Кузьменко.

При развитии этого сервиса МТС столкнется с рядом трудностей, из-за которых активного распространения такой модели сервисов на рынке сейчас нет, предупреждает Стародубов. «Во-первых, это риски безопасности данных и оборудования, которое сдается в аренду. Очевидно, что этот риск придется брать на себя МТС», – рассуждает он.

В инструкции для владельцев ПК, которая опубликована на сайте Fog Play, компания прямо предупреждает владельцев компьютеров, что при сдаче устройства в аренду «существует вероятность получения доступа к файлам на нем», обращает внимание Стародубов. Компания рекомендует перед сдачей ПК в аренду на платформе удалить с него все персональные данные и личные файлы, а также очистить корзину. Но далеко не факт, что владельцы устройств будут следовать этой рекомендации. Кроме того, при таком режиме сдачи ПК в аренду фактически он перестанет использоваться для личных нужд самого владельца, добавил эксперт.

Вторая проблема будет связана с привлечением владельцев устройств и пользователей, которые будут брать мощности в аренду, продолжает Стародубов. «Компании потребуется вкладываться в маркетинг с одной и другой стороны», – поясняет он. Помимо прочего МТС придется поддерживать эффективность стримингового решения для огромного «зоопарка» разных конфигураций компьютеров, разных вендоров железа, разных версий операционных систем и т. д., заключил эксперт.

Пока в общей выручке МТС бизнес видеоигр занимает небольшую долю и в перечне бизнесов оператора это направление включено в раздел «другое», обращает внимание гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Само по себе направление видеоигр активно развивается, поэтому Кусков считает логичным, что МТС старается занять в нем определенную нишу. Но игры не станут основным источником дохода оператора, полагает эксперт.