На подготовку кадров для сферы беспилотников потратят почти 60 млрд рублей

Цель – обучить специалистов для отрасли, в которой к 2030 году будет задействован миллион россиян
Андрей Гордеев / Ведомости

Для подготовки специалистов в сферах разработки и использования беспилотников в 2024–2030 гг. из федерального бюджета выделят 57,7 млрд руб., из них 5,3 млрд руб. – в 2024 г. Это следует из паспорта федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» (есть в распоряжении «Ведомостей», подготовлен Минобрнауки). Его подлинность подтвердили собеседник в компании на рынке беспилотников и источник, близкий к Минпромторгу.

Основная цель федерального проекта – создание системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и контроля за уровнем квалификации таких специалистов, говорится в документе. Как следует из паспорта федпроекта, в результате модули по беспилотным авиационным системам (БАС) должны быть разработаны и внедрены в образовательные программы общего, среднего профессионального и высшего образования. Авторы документа рассчитывают, что это позволит подготовить не менее 100 000 новых работников для различных сфер разработки и применения БАС уже в 2024 г., а к 2030 г. их число должно вырасти до 1 млн.

Федпроект «Кадры для беспилотных авиационных систем» – часть нацпроекта по развитию БАС, анонсированного президентом в декабре 2022 г. За реализацию указанного федпроекта отвечает Минобрнауки, заявил замминистра промышленности и торговли Василий Шпак на стратегической сессии с участием российских производителей БАС, прошедшей в конце апреля. Из паспорта федпроекта следует, что его куратором выступает вице-премьер Андрей Белоусов.

4,4 млрд руб.

планирует потратить государство на производство 4000 беспилотников для нужд вузов

Представитель аппарата Белоусова, а также представитель Минпромторга перенаправили запрос в Минобрнауки. Представитель этого ведомства сказал, что указанные объемы финансирования для реализации федпроекта «Кадры для БАС» действительно прописаны в проекте документа, но сейчас он находится на стадии глубокой проработки и предложения по финансированию могут быть изменены. По его словам, благодаря запланированной работе в части подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях будет полностью закрыта проблема кадрового обеспечения отрасли БАС. «Ведомости» направили также запрос в Минпросвещения.

Проект программы предполагает, что число образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, где реализуются программы в сфере беспилотной авиации, должно к 2030 г. вырасти с 30 до 240. А количество граждан, зачисленных на такие программы за тот же период, – с 10 000 до 170 000 человек. Количество вузов с такими образовательными программами за этот же период должно увеличиться с 20 до 240, а число обучающихся на таких программах – c 20 000 до 180 000, следует из документа.

Для выполнения задач федпроекта дополнительно запланирован государственный гражданский заказ со стороны Минобрнауки и Минпросвещения России объемом 4,4 млрд руб. на производство 4000 беспилотников для нужд вузов и 84,2 млрд руб. – на производство 406 000 летательных аппаратов для применения в сферах общего и среднего профессионального образования, знает источник «Ведомостей» в компании на рынке БАС.

Как следует из документа, в 2024 г. необходимым оборудованием должно быть оснащено 4450 общеобразовательных школ и колледжей, а к 2030 г. этот показатель должен вырасти до 42 800.

Представитель «Геоскана» сказал «Ведомостям», что компания готова поставить необходимое количество образовательных дронов при поступлении соответствующего заказа. На текущий момент «Геоскан» уже поставил более 8000 дронов в образовательные учреждения, добавил он.

Гендиректор компании «Флай дрон» Никита Данилов считает адекватным бюджет на реализацию федпроекта. По его словам, на первом этапе этих денег достаточно, однако в перспективе, если отрасль будет активно развиваться, их может не хватить. Большая часть запланированных в проекте трат, вероятно, придется на закупку оборудования для обучения, которое позволит собирать беспилотник, базово его программировать, считает гендиректор «Русдронопорта» Николай Ряшин.

Для развития отрасли необходимо также инвестировать в профессии, представители которых сейчас в дефиците, продолжил Ряшин. По его словам, это прежде всего специалисты по работе с микроэлектроникой, инженеры и программисты, а также представители средних технических специальностей, которые будут работать на заводах и заниматься формовкой, финальной сборкой, настройкой и проч. Нужны также технические специалисты для обслуживания различных типов БАС и операторы дронов, добавил Данилов.

При подготовке операторов БАС важно разделять их не только по специализациям, но и по сфере применения аппаратов, заметил руководитель отдела беспилотных авиационных систем «Почты России» Антон Никифоров. В случае с тяжелыми логистическими беспилотниками, по прогнозам компании, может возникнуть проблема, которая есть и в традиционной авиации: количество БАС значительно превысит число доступных для найма на работу внешних пилотов.

«С кадрами в сфере БАС в России плохо, чаще всего это самоучки, – добавил Ряшин. – Узких специалистов, например разработчиков инжекторных моторов для дронов, на рынке просто нет».

Из паспорта федпроекта следует, что с 2025 по 2030 г. ежегодно должен будет проводиться комплекс мер по обеспечению международного признания квалификации российских специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС. Это, как рассчитывают авторы документа, будет происходить при содействии дружественных стран. На реализацию этого мероприятия заложено 930 млн руб.

Если у нас будут международно признанные специалисты в сферах разработки и производства беспилотников, то российские БАС будут котироваться на международном рынке, рассуждает Ряшин. Это позволит продавать беспилотники российского производства на зарубежных рынках дружественных стран, т. е. в Африке, Азии и отдельных государствах Латинской Америки, добавил Данилов. Причем продавать не только непосредственно аппараты, но и обучать местный персонал работе с техникой, закрепляясь таким образом на местных рынках, заметил он. Основными международными партнерами России станут Китай и Индия, предположил Никифоров.