Росавиация предложила унифицировать требования к комплектации беспилотников

Их могут оснастить черными ящиками, системами индивидуального жизнеобеспечения и спасения
Андрей Гордеев / Ведомости

Перечень обязательного оборудования, которым должны оснащаться все российские беспилотники, был направлен в Минпромторг, Минтранс и ассоциацию производителей беспилотников «Аэронекст» 19 апреля. Росавиация предложила закрепить эти требования в федеральных авиационных правилах. Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердили представитель Минпромторга и представитель индустрии.

Требования к оснащению беспилотного воздушного судна (БВС) Росавиация предлагает категоризировать в зависимости от условий его эксплуатации, следует из документа. Например, беспилотники, которые летают в пределах прямой видимости, т. е. на высоте до 150 м, предлагается оборудовать габаритными огнями, системой управления, которая позволит пилоту на земле видеть местоположение аппарата и при необходимости срочно посадить или вернуть его в точку вылета по кратчайшей прямой, а также программно-аппаратными комплексами (ПАК), которые не позволят совершить полет в запретных зонах и зонах с ограничениями. Речь идет о специальном программном обеспечении (ПО) и локаторах, которые будут определять местоположение беспилотника и в случае необходимости менять траекторию его полета, пояснил гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов.

Остальные требования по оборудованию касаются полетов за пределами прямой видимости, а их список варьируется в зависимости от места полета и типа воздушного пространства. Например, беспилотники, которые летают над населенными пунктами и промышленными объектами, должны быть оборудованы аэронавигационными огнями, бортовой системой, которая позволит получить сообщение от уполномоченного органа о срочной посадке или возврате, а также бортовой системой, которая при отказе оборудования обеспечит безопасное приземление.

Отдельно в документе речь об оснащении беспилотников, предназначенных для перевозки людей и животных. Они помимо прочего должны быть оснащены черным ящиком для записи информации обо всех параметрах полета и работе бортовых устройств, а также системой индивидуального жизнеобеспечения и спасения пассажира, если на борту будет человек. Здесь речь идет о кислородных масках, парашютах, спасательных жилетах и т. д., уточнил Данилов.

5 мая «Аэронекст» направил в Минпромторг и Минтранс письмо с собственными предложениями по составу обязательного оборудования для беспилотников (есть в распоряжении «Ведомостей»). В нем объясняется, что изначальный список требований Росавиации разрабатывался совместно с ассоциацией, однако она считает необходимым скорректировать или полностью исключить часть положений.

В частности, «Аэронекст» предлагает убрать из проекта предложений требование оснащать беспилотники ПАК, которые не позволят совершить полет в запретных зонах и зонах с ограничениями. Авторы письма объясняют, что данное требование станет технически осуществимо только при наличии официальных и бесплатных цифровых карт с указанием запретных зон. В этом случае источник получения аэронавигационной информации должен быть прямо указан в нормативно-правовом акте, говорится в документе.

Росавиация не ответила на запрос «Ведомостей». Гендиректор «Аэронекста» Глеб Бабинцев уточнил, что пока ответа от Минпромторга и Минтранса ассоциация не получила.

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что ведомство согласно с предложениями по оборудованию от «Росавиации» и уже сформировало письмо с официальной позицией. Список оборудования в ведомстве считают достаточным, добавил он. Вопрос о том, когда требования могут вступить в силу, представитель Минпромторга перенаправил в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Предложения Росавиации и «Аэронекста» соответствуют мировой тенденции на унификацию требований для БВС в общем воздушном пространстве, заметил заместитель гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Это позволит упростить интеграцию беспилотников в единое воздушное пространство и обработку данных, поступающих с различных типов дронов на цифровые платформы, добавил Данилов.

Часть из предлагаемых решений уже интегрированы в беспилотники российского производства, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. На некоторые типы устанавливаются ответчики, парашюты, габаритные огни, а также ПО, не позволяющее летать в запретных зонах, перечислил Данилов. По словам Плахотного, беспилотники «Индустриальных дронов» оснащены аэронавигационными и габаритными огнями, системами для отслеживания местоположения, а также срочного прерывания полета или возврата на точку по команде оператора.

Транспондеры для передачи данных опознавательного индекса, плана полета и других данных должны быть универсальными, маленькими и легкими, чтобы не лишать часть рынка беспилотников коммерческих заказов из-за невозможности их установки, сказал эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин. Кроме того, это должно быть устройство, которое крепится к дронам, а не является частью аппарата, заметил он. «Сейчас 80% рынка беспилотников занимают зарубежные модели, и ради нашего маленького рынка вносить изменения в комплектацию производители не будут, – рассуждает эксперт. – При этом у нас нет мультироторов и квадрокоптеров сопоставимого качества и ценового диапазона, которые позволят безболезненно перекрыть все нужды».

«На летающем автомобиле «Формула» производства Hover установлен баллистический парашют, который позволяет безопасно опустить на землю летательный аппарат вместе с пассажирами», – рассказал гендиректор стартапа Александр Атаманов. По его словам, баллистический парашют в случае с беспилотниками для перевозки людей – это наиболее важное устройство, которое входит в систему индивидуального жизнеобеспечения и спасения пассажира. К приведенному списку оборудования можно добавить системы видеонаблюдения за происходящим в кабине, системы связи с пассажирами, ремни безопасности для них, а также системы фиксации животных, добавил Данилов. По его прогнозу, аэротакси может начать работать в горизонте 10 лет, а перевозки животных могут стартовать в еще более краткосрочной перспективе.

Все системы из списка Росавиации можно производить в России, но пока что только с использованием иностранной электронной компонентной базы, заметил гендиректор «Геоскана» и участник рынка НТИ «Аэронет» Алексей Юрецкий. Необходимость устанавливать дополнительное ПО и оборудование приведет к удорожанию сборки аппаратов в среднем на 30%, говорит Данилов. Для компании «Индустриальные дроны» стоимость дополнительного оборудования составит около 400 000–500 000 руб., сказал Плахотный.