Минтранс подключит «дочку» «Газпром нефти» к беспилотным грузоперевозкам

Запуск автономных автомобилей должен дать экономию на оплате труда до 20%
Андрей Гордеев / Ведомости

Минтранс планирует допустить логистического оператора «Газпром нефти» «Газпромнефть-снабжение» к эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М11 из Москвы в Санкт-Петербург. Это следует из проекта постановления правительства, размещенного на сайте нормативных правовых актов 14 августа. В июне о запуске своих беспилотных грузовиков по этому направлению заявляли «Камаз» и «Сбер».

В пояснительной записке к документу Минтранса говорится, что 10 августа ведомство получило заявку компании «Газпромнефть-снабжение» на присоединение к экспериментальному правовому режиму (ЭПР) «Беспилотные логистические коридоры», действующему на М11. Этот ЭПР является частью инициатив Минтранса, разработанных по поручениям президента и правительства в рамках стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. К 2030 г. беспилотные перевозки планируется организовать на 19 500 км федеральных дорог.

«Газпромнефть-снабжение» уже использует беспилотные автомобили для транспортировки грузов в арктических регионах, уточнил представитель компании. По М11 компания планирует перевозить нефтепродукты, материалы и оборудование, необходимые промышленным предприятиям, добавил он.

Участие «Газпромнефть-снабжения» в ЭПР позволит протестировать экономию горючего в режиме следования караванным способом, когда за счет меньшего сопротивления воздуха машины, едущие за ведущим грузовиком, снижают потребление дизтоплива, говорит аналитик ИЦ НТИ «Автонет» Геннадий Лапушкин. Он добавил, что можно также проверить гипотезу о том, действительно ли неиспользование водителя на длинных расстояниях поможет снизить стоимость перевозки до 20%.

Если машины доедут из точки А в точку Б без дополнительных сложностей, тесты можно будет считать успешными и переходить к коммерческой эксплуатации, рассуждает Лапушкин. По его подсчетам, эксперименты по проезду на трассе М11 могут стоить компании от 5 млн до 7 млн руб. в зависимости от количества машин. А сами тесты займут от нескольких месяцев до двух лет.

Впервые перевозка грузов на беспилотных автомобилях по дорогам общего пользования была запущена в ходе ПМЭФ-2023. Старт движению таких «Камазов» по М11 из Петербурга в Москву дал первый вице-премьер Андрей Белоусов. «Ближайшая задача состоит в том, чтобы «раскатать» бизнес-модель. Это означает запустить не три, а 30 беспилотников, выйти на другой уровень», – заявил Белоусов.

Тогда же пресс-служба «Сбера» анонсировала запуск коммерческих грузовых беспилотных перевозок, организованных совместно с Globaltruck.

Помимо «Газпромнефть-снабжения», «Камаза» и «Сбера» в эксперименте по беспилотным грузоперевозкам должны принять участие Первая экспедиционная компания, «Старлайн», «Магнит», а также «Автодор» как оператор инфраструктуры, сообщал представитель Минтранса, комментируя старт ЭПР. «Ведомости» направили запросы в Минтранс, а также в указанные организации.

Согласно требованиям, к эксплуатации на М11 могут быть допущены транспортные средства, отнесенные МВД к беспилотникам и прошедшие оценку соответствия требованиям безопасности в испытательной лаборатории НАМИ. Но, по данным на 14 июня 2023 г., все разрешения получил только «Камаз», уточнял Минтранс.

Андрей Белоусов
первый заместитель председателя правительства

«Ближайшая задача состоит в том, чтобы «раскатать» бизнес-модель. Это означает запустить не три, а 30 беспилотников, выйти на другой уровень» На ПМЭФе 14 июня 2023 г.

«Камаз» действительно получил одобрение на коммерческие беспилотные грузоперевозки, начавшиеся 14 июня, подтвердил «Ведомостям» представитель автоконцерна. Машины работают между логистическими терминалами Москвы и Петербурга по концепции hub-to-hub – без заездов в города. Движение осуществляется практически на всем участке трассы М11 протяженностью 650 км, кроме объезда Твери, где еще не построена магистраль, уточнил он.

Беспилотные «Камазы» созданы на базе магистрального тягача «Камаз-54901», оснащенного системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Во время движения в соответствии с ЭПР в кабине беспилотника по-прежнему должен находиться инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях, отмечает представитель производителя.

О сотрудничестве с «Камазом» в беспилотных грузоперевозках 14 августа объявил ритейлер «Магнит». На первом этапе будет выполняться по два рейса в сутки – из Москвы в Петербург и обратно, отмечалось в релизе. Президент «Старлайна»Темур Аминджанов сообщил, что инженеры-разработчики компании создают универсальную платформу, которая позволяет интегрировать элементы беспилотного автомобиля практически в любое современное транспортное средство.

Экономия средств, которую может принести внедрение беспилотных технологий, может серьезно ударить по благосостоянию водителей, которых в России сотни тысяч, предупреждает Лапушкин. «В 2018–2020 гг. Россия пережила хайп вокруг беспилотников, когда рынок был уверен, что в скором времени они будут повсюду. Сейчас начинается постепенное осознание прикладной реальности в экономической перспективе. Полагаю, что в ближайшее время можно будет говорить об их внедрении на закрытых территориях, но выезд на дороги общего пользования – это перспектива далекого будущего», – считает он.

Массовое распространение беспилотных автомобилей будет происходить в ближайшие пять лет и безопасность на дорогах будет напрямую зависеть от успешной организации инфраструктуры «умного города» и «умных дорог», резюмировал эксперт по кибербезопасности Kaspersky ICS CERT Владимир Дащенко.

Представитель НАМИ воздержался от комментариев. «Ведомости» направили запрос в МВД.