В России вырос спрос на ноутбуки

Чаще всего покупатели теперь выбирают лэптопы без предустановленной операционной системы
Андрей Гордеев / Ведомости

В июле – августе покупатели чаще всего выбирали ноутбуки без предустановленной операционной системы, c диагональю 14–16 дюймов, рассказал генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров. Это устройства для решения базовых задач, объясняет он, на них удобно устанавливать отечественные офисные приложения либо иное недорогое ПО под потребности пользователя. Средняя цена приобретаемого ноутбука выросла на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 53 969 руб. Число покупок за это время выросло на 21%, свидетельствуют данные «Платформы ОФД».

Наиболее популярными среди ноутбуков стали марки из Китая и Тайваня в среднем ценовом сегменте, такие как Lenovo, Huawei, Asus, Acer и MSI, уточнил Баров. В то же время спрос на A-бренды и доля MacBook и HP снизились, добавил он. Свою нишу находят и российские марки, прежде всего в низком и среднем ценовом сегменте, говорит Баров: в частности, на 30% год к году вырос интерес к Irbis, iRU, Raybook.

«На сегодняшний день отечественные компании совокупно занимают порядка 5% рынка. Ноутбуки российского производства представлены преимущественно в среднем и низком ценовых сегментах, но по сравнению с конкурентами выгодно отличаются ценой. Помимо этого они обеспечены гарантированной сервисной поддержкой и обладают хорошей производительностью, достаточной для выполнения всех базовых функций», – считает бизнес-аналитик IT-холдинга «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк.

«Увеличению трат на ноутбуки способствовал как возросший ценовой тренд по большинству категорий гаджетов на фоне курсовой волатильности июля – августа, так и активный спрос в связи с приближением учебного года и делового сезона», – заключил Баров.

В пресс-службе «М.видео-Эльдорадо» сообщили, что в преддверии нового учебного года штучные продажи ноутбуков показали рост на 25% год к году и даже превысили показатели 2021 г. Средний чек год к году в магазинах сети составил 55 000 руб. «На позитивную динамику повлияли стабилизация ситуации с ассортиментом, появление новых производителей, а также специальные скидки и промоакции, запущенные перед Днем знаний», – подтвердил представитель ритейлера. При этом спрос на софт от российских разработчиков, в частности на офисные приложения «Р7-офис», Uncom OS Home, «Ред ОС», а также антивирусные продукты от «Лаборатории Касперского», вырос вдвое.

Ландшафт представленных в России брендов изменился – ушли американские бренды, такие как Apple, Dell, HP, прекратили поставки Asus, Acer и другие азиатские бренды, напомнил представитель Ozon. Их место быстро заняли новые азиатские бренды – Maibenben, Thunderrobot, Infinix и др., а также российские производители Digma, F+, Irbis и др., добавил он. Клиенты Wildberries чаще всего выбирали модели для работы и учебы от Acer, HP и Infinix стоимостью от 35 000 до 45 000 руб.

Несмотря на уход западных вендоров, в российской ритейл-сети re:Store, торгующей только продукцией Apple, спрос на MacBook перед началом нового учебного года увеличился на 275%. «На спрос и продажи портативных устройств по-прежнему влияет фактор удаленной работы, и даже те люди, которые вернулись в офисы или работают гибридно, сегодня предпочитают иметь свои устройства», – сказал директор сети магазинов техники и электроники re:Store Расим Лемберанский.

По оценке Махлаюка, средняя стоимость ноутбука в июле 2023 г. по сравнению с тем же месяцем прошлого года выросла с 58 400 до 61 100 руб., а в августе – с 56 000 до 63 000 руб. В целом за первую половину 2023 г. в России было продано 1,49 млн ноутбуков и 1,6 млн – за аналогичный период 2022 г., уточнил он. Наиболее популярными брендами стали MSI (доля рынка – 19,6%), Huawei (12%) и Asus (10,4%).

Главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов подтверждает тенденцию, но «рынок скорее не вырос, а восстановился после спада на те же 21% в 2022 г. из-за дефицита и сложностей с параллельным импортом». После ухода с рынка некоторых брендов основным бенефициаром в игровых ноутбуках стал MSI, который отнял долю у ушедших в параллельный импорт Asus и Lenovo, рассуждает эксперт. VivoBook и VivoBook Pro стали «сверхпопулярными ноутбуками среднего класса» из-за наличия моделей почти всех возможных размеров – 14, 15,6, 16 и 17,3 дюйма – с мощным «железом», качественными экранами и немыслимым количеством комплектаций, продолжает Харитонов.

«Российские ноутбуки постепенно станут оборудованием для бизнеса, потому что правительство будет законодательно стимулировать такой переход, а ритейлеры не смогут обеспечить массовые стабильные закупки и полноценное техобслуживание корпоративных ноутбуков в условиях параллельного импорта», – прокомментировал перспективы российских ноутбуков Харитонов.

Конкуренция среди производителей ноутбуков сейчас высока, так как много китайских игроков и много завозится по параллельному импорту, рассуждает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. «У российских производителей есть перспективы, только если уровень качества будет сопоставим с зарубежными производителями, а цена как минимум не меньше при заметной маркетинговой поддержке ритейлеров», – говорит эксперт.