В России резко выросла активность спамеров в сетях сотовой связи

Борьба операторов со спамерами позволяет лишь снизить число таких звонков
Евгений Разумный / Ведомости

Спам-трафик в сетях мобильной связи с начала 2023 г. увеличился на 35%, подсчитали аналитики «Мегафона». По данным оператора, число спам-звонков в январе составляло 28,5 млн в месяц, а к августу оно выросло до 48,5 млн. Речь идет о тех звонках, которые оператор отфильтровал и не пропустил к абоненту.

Рост сотового спама на 40% зафиксировали и в Telecom Daily. Основная причина роста таких звонков заключается в массовых сливах персональных данных, включая имена и мобильные телефоны, которые неоднократно происходили за последний год, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Эксперт также отметил, что весь массив нежелательных звонков надо разделять на навязчивую рекламу и противоправные действия мошенников, которые выманивают доступ к финансам пользователей. Представитель «Мегафона» поясняет, что в статистике оператора речь идет именно о спаме, без учета телефонного мошенничества.

Также аналитики «Мегафона» фиксируют изменения в поведении спамеров, которые пытаются адаптироваться к различным защитным механизмам операторов по блокировке нежелательных звонков. Например, если раньше один и тот же номер для совершения спам-звонков мог использоваться несколько месяцев и операторы могли блокировать его по жалобам абонентов, то теперь среднее время использования такого номера – несколько часов, говорит представитель телекомоператора. «По данным «Мегафона», 37% пытающихся звонить абонентам в течение дня спам-номеров проявляют активность в течение максимум двух часов», – добавил он.

Представитель «Билайна» сообщил, что оператор также стал отлавливать и блокировать больше спам-звонков. Для их выявления компания использует собственную систему, работающую на технологиях искусственного интеллекта, добавил он. «Система обрабатывает все входящие звонки, что превышает 150 млн транзакций в сутки. На обработку одного вызова уходит не более 30 мс», – отметил он. Аналогичную систему используют и в Tele2, рассказал представитель этого оператора. «В сутки Tele2 обрабатывает с помощью big data примерно 5–6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы», – сообщил он. Но «значительного роста» числа спам-звонков в Tele2 не видят, добавил собеседник.

Представитель «Тинькофф банка» (разрабатывает виртуального секретаря «Олега», который также блокирует нежелательные звонки) сообщил, что в компании наблюдают у пользователей определителя номера рост количества спам-звонков в два раза с начала года. При этом у абонентов MVNO-оператора «Тинькофф мобайла» (работает на сети Tele2) количество входящих спам-звонков за этот же период выросло только на 30%.

Представитель МТС уверяет, что «благодаря комплексным мерам, в первую очередь за счет внедрения антифродовых систем, оператору удалось значительно сократить число звонков с признаками спама и мошенничества». За январь – июнь 2023 г. оператор заблокировал «свыше 1 млрд нежелательных вызовов, что на 28% больше, чем за первое полугодие прошлого года», рассказывает этот собеседник. Аналогичная тенденция наблюдалась и в 2022 г., добавил он.

Представители этих операторов не уточняли, велся ли подсчет исключительно по спам-звонкам или с учетом вызовов от мошенников.

Количество спама возрастает тогда, когда появляется новая схема мошенничеств, например, когда пользователи перестают доверять «службе безопасности Сбербанка» (распространенный фейковый механизм. – «Ведомости») или же когда начинает действовать новый мошеннический колл-центр, обращает внимание основатель Content Review Сергей Половников. Имеют место и сезонные «волны»: зимой злоумышленникам сложнее заставить человека дойти до банкомата или предпринимать какие-то иные действия, добавил он. По его словам, одним из механизмов борьбы операторов со спам-звонками являются голосовые ассистенты, но они срабатывают тогда, когда на тот или иной мошеннический номер уже поступали жалобы от других абонентов.

«Практически каждый оператор из большой четверки внедряет голосовых ассистентов с функцией антиспама», – согласен аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. «Нельзя сказать, чтобы эти усилия привели к исчезновению спам-обзвонов, но хотя бы до терминалов пользователей доходят не все нежелательные вызовы», – добавил Бойко.

По словам представителя «Мегафона», оператор развивает собственного голосового ассистента «Еву» и за последний год число ее пользователей «выросло в 55 раз» до 8,2 млн человек. О работе своего голосового ассистента сообщил и представитель Tele2. Ассистент отвечает на звонок, если абонент не может взять трубку, выясняет цель звонка и после отправляет расшифровку разговора пользователю. В сентябре о запуске человекоподобных роботов – голосовых ассистентов сообщил «Тинькофф банк». Ассистент банка использует различные голоса, включая раздраженного мужчину-грубияна, плохо слышащего пенсионера, женщину с ребенком и др.

Представитель Минцифры от комментариев отказался. «Ведомости» направили запрос в Роскомнадзор.