«Почта России» сэкономит на заморозке проекта беспилотной доставки грузов

Оператор поставил на паузу проект, не обещавший быстрых доходов
Андрей Огородник / ТАСС

Запуск постоянных маршрутов коммерческой доставки грузов дронами отложен «Почтой России» на неопределенное время, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Почте России», и подтвердил собеседник в компании на рынке беспилотных аппаратов. Представитель «Почты России» отказался от комментариев.

До конца 2024 г. «Почта», в соответствии с федпроектом «Беспилотная доставка грузов», должна проложить семь маршрутов беспилотной доставки грузов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке, используя беспилотники вертолетного типа. Часть из них должна была быть запущена уже до конца 2023 г. В июне 2022 г. заместитель гендиректора «Почты России» Сергей Сергушев (уже покинул компанию) сообщал, что оператор начнет коммерческую доставку грузов беспилотными дронами в «ближайшие недели». Еще в 2021 г. «Почта» анонсировала совместный проект по эксплуатации дронов с компанией «Аэромакс». В середине марта 2023 г. тестовая доставка груза была проведена с использованием беспилотных авиасистем (БАС) «Вертолетов России» (входит в «Ростех»).

Но в эксплуатацию ни один маршрут не запущен, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к почтовому оператору. По его словам, компания заморозила проект, с марта были прекращены тестовые испытания беспилотников.

По словам одного из собеседников, решение о заморозке было принято вскоре после смены руководства почтового оператора, когда в декабре 2022 г. гендиректором «Почты России» был назначен Михаил Волков. Основной фокус внимания нового руководства сейчас сконцентрирован на проектах, которые позволяют получить выручку в ближайшее время, отмечает источник. Он поясняет, что проект коммерческой доставки дронами на только формирующемся рынке такой доставки (и на первом этапе – в отдаленных регионах) не может принести доходы в ближайшей перспективе.

«Я всегда смотрю в первую очередь на финансовую модель, что будет выгоднее. В текущей ситуации для компании деньги сейчас, возможно, более ценны, чем деньги потом», – отмечал в октябре 2023 г. в интервью «Ведомостям» Волков.

Сейчас законодательство по коммерческой логистике при помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) только формируется. В марте 2022 г. было принято постановление правительства, разрешающее коммерческие запуски БПЛА в экспериментально-правовом режиме (ЭПР) на Камчатке, в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском АО. «Для людей, которые проживают на отдаленных территориях, эксперимент с беспилотной доставкой грузов имеет социальную значимость, ведь доставить можно как лекарства, так и вещи первой необходимости», – отмечали тогда представители Минэкономразвития. ЭПР должен продлиться в течение трех лет, после чего предполагается принять законодательство по этому сегменту.

«По итогам 2023 г. ожидаем, что объем российского рынка БАС и услуг с их применением составит более 50 млрд руб. Ожидаем, что в госсекторе доля отечественных закупок составит более 90%», – заявлял в марте 2023 г. замминистра промышленности и торговли Василий Шпак. В развитие гражданских БАС в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб., сообщали в августе 2023 г. «Ведомости» со ссылкой на паспорт нацпроекта по БАС. В том числе 696,9 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников.

Рынок коммерческих перевозок дронами в России только зарождается, говорит гендиректор компании «Курсир» (участник рынка НТИ «Аэронет») Виталий Муниров. По его словам, за счет своего размера «Почта России» могла бы занять «ощутимую долю рынка коммерческих БПЛА-перевозок», реши она активно развивать свой проект по беспилотникам.

Пока рынок в стадии зарождения, соглашается коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» (производит решения для БАС) Павел Камнев. Но «Почта» внедряет беспилотные технологии для доставки отправлений. В качестве примера он привел совместный проект «Почты России» и «Яндекса» по городской доставке беспилотными колесными роверами. О его запуске «Почта» сообщала в октябре 2021 г. Впрочем, проект пока не стал массовым, продолжил Камнев.

«Учитывая их ресурсы и рынок, «Почта России» может стать главным игроком в области доставки грузов на малые, средние и дальние расстояния. Естественно, сам парк БПЛА им даже не придется разрабатывать самим, достаточно занять роль оператора таких перевозок и привлечь к работе соисполнителей», – добавил Камнев.

«Шанс взять рынок у «Почты России» был, так как он был свободен. Но сейчас в данной нише появилась ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания), которая активно участвует в реализации федерального проекта по БАС», – говорит Никита Данилов, генеральный директор и основатель компании «Флай дрон». «Но в других смежных отраслевых областях свободные места пока есть», – добавляет он.

В августе 2022 г. ГТЛК сообщала о запуске авиакомпании – оператора беспилотных аппаратов ООО «БАС». Сейчас она «активно пополняет» свой флот беспилотниками, сообщил «Ведомостям» гендиректор ООО «БАС» Алексей Варятченко. По его словам, речь идет об аппаратах различной грузоподъемности – 50, 100 кг и др. «На повестке у нас покупка нескольких вертолетов, перевозящих до тонны. Поэтому мы активно готовимся к следующему сезону и начиная с весны планируем оказывать услугу перевозки грузов», – отметил он.

По словам Варятченко, старт намечен в тех четырех регионах, где разрешена коммерческая доставка беспилотниками. «Предварительно на маршруты в этих регионах будет поставлено не менее 12 грузовых дронов», – добавил он.

«Рынок доставки грузов БАС перспективен, особенно для арктического региона и Дальнего Востока», – констатирует директор центра компетенций аэрокосмических технологий холдинга Т1 Константин Шадрин. Т1 тестировала беспилотную доставку грузов в Ямало-Ненецком АО, добавил он. «Коммерческая эксплуатация беспилотников позволит разгрузить малую авиацию и существенно нарастить объем доставляемых грузов в удаленные населенные пункты», – подчеркнул эксперт.