«Почта России» сэкономит на заморозке проекта беспилотной доставки грузов
Оператор поставил на паузу проект, не обещавший быстрых доходовЗапуск постоянных маршрутов коммерческой доставки грузов дронами отложен «Почтой России» на неопределенное время, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Почте России», и подтвердил собеседник в компании на рынке беспилотных аппаратов. Представитель «Почты России» отказался от комментариев.
До конца 2024 г. «Почта», в соответствии с федпроектом «Беспилотная доставка грузов», должна проложить семь маршрутов беспилотной доставки грузов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке, используя беспилотники вертолетного типа. Часть из них должна была быть запущена уже до конца 2023 г. В июне 2022 г. заместитель гендиректора «Почты России» Сергей Сергушев (уже покинул компанию) сообщал, что оператор начнет коммерческую доставку грузов беспилотными дронами в «ближайшие недели». Еще в 2021 г. «Почта» анонсировала совместный проект по эксплуатации дронов с компанией «Аэромакс». В середине марта 2023 г. тестовая доставка груза была проведена с использованием беспилотных авиасистем (БАС) «Вертолетов России» (входит в «Ростех»).
Но в эксплуатацию ни один маршрут не запущен, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к почтовому оператору. По его словам, компания заморозила проект, с марта были прекращены тестовые испытания беспилотников.
По словам одного из собеседников, решение о заморозке было принято вскоре после смены руководства почтового оператора, когда в декабре 2022 г. гендиректором «Почты России» был назначен Михаил Волков. Основной фокус внимания нового руководства сейчас сконцентрирован на проектах, которые позволяют получить выручку в ближайшее время, отмечает источник. Он поясняет, что проект коммерческой доставки дронами на только формирующемся рынке такой доставки (и на первом этапе – в отдаленных регионах) не может принести доходы в ближайшей перспективе.
«Я всегда смотрю в первую очередь на финансовую модель, что будет выгоднее. В текущей ситуации для компании деньги сейчас, возможно, более ценны, чем деньги потом», – отмечал в октябре 2023 г. в интервью «Ведомостям» Волков.
Сейчас законодательство по коммерческой логистике при помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) только формируется. В марте 2022 г. было принято постановление правительства, разрешающее коммерческие запуски БПЛА в экспериментально-правовом режиме (ЭПР) на Камчатке, в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском АО. «Для людей, которые проживают на отдаленных территориях, эксперимент с беспилотной доставкой грузов имеет социальную значимость, ведь доставить можно как лекарства, так и вещи первой необходимости», – отмечали тогда представители Минэкономразвития. ЭПР должен продлиться в течение трех лет, после чего предполагается принять законодательство по этому сегменту.
«По итогам 2023 г. ожидаем, что объем российского рынка БАС и услуг с их применением составит более 50 млрд руб. Ожидаем, что в госсекторе доля отечественных закупок составит более 90%», – заявлял в марте 2023 г. замминистра промышленности и торговли Василий Шпак. В развитие гражданских БАС в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб., сообщали в августе 2023 г. «Ведомости» со ссылкой на паспорт нацпроекта по БАС. В том числе 696,9 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников.
Рынок коммерческих перевозок дронами в России только зарождается, говорит гендиректор компании «Курсир» (участник рынка НТИ «Аэронет») Виталий Муниров. По его словам, за счет своего размера «Почта России» могла бы занять «ощутимую долю рынка коммерческих БПЛА-перевозок», реши она активно развивать свой проект по беспилотникам.
Пока рынок в стадии зарождения, соглашается коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» (производит решения для БАС) Павел Камнев. Но «Почта» внедряет беспилотные технологии для доставки отправлений. В качестве примера он привел совместный проект «Почты России» и «Яндекса» по городской доставке беспилотными колесными роверами. О его запуске «Почта» сообщала в октябре 2021 г. Впрочем, проект пока не стал массовым, продолжил Камнев.
«Учитывая их ресурсы и рынок, «Почта России» может стать главным игроком в области доставки грузов на малые, средние и дальние расстояния. Естественно, сам парк БПЛА им даже не придется разрабатывать самим, достаточно занять роль оператора таких перевозок и привлечь к работе соисполнителей», – добавил Камнев.
«Шанс взять рынок у «Почты России» был, так как он был свободен. Но сейчас в данной нише появилась ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания), которая активно участвует в реализации федерального проекта по БАС», – говорит Никита Данилов, генеральный директор и основатель компании «Флай дрон». «Но в других смежных отраслевых областях свободные места пока есть», – добавляет он.
В августе 2022 г. ГТЛК сообщала о запуске авиакомпании – оператора беспилотных аппаратов ООО «БАС». Сейчас она «активно пополняет» свой флот беспилотниками, сообщил «Ведомостям» гендиректор ООО «БАС» Алексей Варятченко. По его словам, речь идет об аппаратах различной грузоподъемности – 50, 100 кг и др. «На повестке у нас покупка нескольких вертолетов, перевозящих до тонны. Поэтому мы активно готовимся к следующему сезону и начиная с весны планируем оказывать услугу перевозки грузов», – отметил он.
По словам Варятченко, старт намечен в тех четырех регионах, где разрешена коммерческая доставка беспилотниками. «Предварительно на маршруты в этих регионах будет поставлено не менее 12 грузовых дронов», – добавил он.
«Рынок доставки грузов БАС перспективен, особенно для арктического региона и Дальнего Востока», – констатирует директор центра компетенций аэрокосмических технологий холдинга Т1 Константин Шадрин. Т1 тестировала беспилотную доставку грузов в Ямало-Ненецком АО, добавил он. «Коммерческая эксплуатация беспилотников позволит разгрузить малую авиацию и существенно нарастить объем доставляемых грузов в удаленные населенные пункты», – подчеркнул эксперт.