Геймеры обновили ноутбуки и клавиатуры

С начала года было продано устройств на сумму свыше 50 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости

Игровые ноутбуки, геймпады, VR-устройства, игровые кресла и различные аксессуары стали пользоваться повышенным спросом. Продажи игровых ноутбуков на российском рынке за девять месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году увеличились на 40% до 450 000 шт., оценили в «М.Видео-Эльдорадо». Рост спроса подтверждают также в холдинге Fplus и дистрибуторе Merlion.

В денежном выражении в январе – сентябре 2023 г. продажи игровых ноутбуков выросли год к году на 20% до 38 млрд руб., а игровой периферии – на 35% до 14 млрд руб., свидетельствуют данные «М.Видео-Эльдорадо». Средний чек снизился на 15% до 90 000 руб., говорится в статистике ритейлера.

Наибольшую долю в категории игровых ноутбуков занимает тайваньский MSI (42,7% в штучном выражении), за ним следуют Asus (15,6%) и Thunderobot от Haier (9,4%), указывает бизнес-аналитик IT-холдинга Fplus Артур Махлаюк.

Спрос на игровые ноутбуки год к году вырос благодаря появлению новых моделей с актуальными видеокартами, выходу на рынок новых китайских марок, расширению игровой аудитории и нескольким крупным игровым релизам, объясняет представитель «М.Видео-Эльдорадо». Кроме того, пользователи часто выбирают производительные игровые устройства в качестве универсального решения для рабочих или домашних задач, добавляет он.

Продажи игровой периферии на российском рынке за девять месяцев 2023 г. увеличились на 40% до 6 млн шт., говорится в статистике «М.Видео-Эльдорадо». Средний чек снизился на 4% до 2300 руб., указывает ритейлер. По данным Fplus, за указанный период продали на 30,5% больше устройств, или 224 000 шт. Среди игровой периферии активнее всего растут продажи механических клавиатур, которые составили 500 млн руб., говорится в статистике Fplus.

Рост продаж игровых компьютеров и периферии зафиксировали также на маркетплейсах «Яндекс маркет» и Ozon.

По данным опроса российских геймеров XYZ School (входит в образовательную компанию Ultimate Education), на игровую периферию с начала 2023 г. они потратили 178 млрд руб. В своих подсчетах компания учитывала периферию и комплектующие, заказанные напрямую в Китае в обход официальной розницы, говорит исполнительный директор XYZ School Эмма Юсова.

По мнению генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, 178 млрд руб. в части покупок игровой периферии выглядят «очень завышенно», хотя рост действительно есть. По оценкам Бурмистрова, даже с учетом корпоративных продаж и покупок за пределами официальной розницы цифра не превышает 120 млрд руб.

Чаще всего российские геймеры обновляли клавиатуру или мышь, таких оказалось 57% от общего числа, следует из опроса XYZ School. Колонки или наушники приобрели 35%, а мониторы – 32%. Аксессуары, например коврики для мыши или держатели проводов, купили 30% респондентов. Игровым креслом обзавелись 20% опрошенных геймеров, а различными геймпадами – 18%. Веб-камеры приобрели 10%, а VR-устройства – 5%, подсчитали в компании. При этом средний чек составил 21 000 руб. – его сильно подняли покупки дорогостоящих VR-шлемов, уточнила Юсова.

Периферия – очень волатильный сегмент рынка, где еще не стабилизировались доли различных брендов, отмечает Махлаюк. Высоким спросом пользуются как дешевые устройства, так и высококлассные клавиатуры с ценником выше 10 000 руб. При этом в штучном выражении пока лидируют бренды низкого ценового сегмента: Redragon (11,8%), Defender (9,8%), Bloody (9,3%), перечисляет он. Кроме того, в натуральном и денежном выражении растут, пусть и не так заметно, продажи известных международных брендов (например, Razer и Logitech), что говорит о хорошо налаженном канале поставок в Россию, добавляет собеседник.

По данным «М.Видео-Эльдорадо», в число наиболее популярных производителей периферийных устройств входят A4Tech (Bloody), Logitech, Razer, HyperX, Defender, JBL. Среди новых брендов ритейлер выделяет бренд Thunderobot, а также китайский бренд Dareu среднего и высокого ценового уровня.

Сегмент продуктов для геймеров уже примерно 10 лет остается единственным стабильно растущим на рынке ПК, поэтому все производители занимаются им очень серьезно, отмечает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Некоторые продвинутые решения, например видеокарты для 3D-рендеринга или монтажа видео, сегодня есть только в игровых линейках, объясняет он.

Рост продаж игровых ноутбуков в 2023 г. связан не столько с ростом спроса, сколько с ростом предложения и оживлением экономики после кризисного 2022 года, считает Вильянов. Активно занимает нишу тайваньская MSI, которая за минувший год смогла существенно нарастить долю за счет конкурентов, обращает внимание эксперт.

На рынке периферии заметно развиваются и российские бренды, говорит генеральный директор Langame, учредитель РВИ (организация развития видеоигровой индустрии) Дмитрий Лукин. Например, Dark Project и Defender в тесном сотрудничестве с производствами в Азии уже составляют серьезную конкуренцию привычным брендам на нашем рынке, знает он.

Рост продаж игровых ноутбуков в 2023 г. может быть связан со снижением общей неопределенности, которая наблюдалась в 2022 г., когда люди предпочитали не вкладываться «в дорогостоящие развлечения, коим является игровой ПК», рассуждает Лукин. В целом же между игровым ноутбуком и игровым ПК российские геймеры по возможности выбирают второй вариант, так как «его намного дешевле апгрейдить», говорит он. «Вдобавок с закатом майнинга на рынок вышло много дешевых б/у-компонентов, что позволило геймерам собрать неплохую игровую комплектацию устройств. Отсюда и кратно больший объем продаж игровой периферии», – резюмировал он.