Российский рынок беспилотников вырос более чем вдвое

Без ограничений на полеты выручка компаний могла быть выше на 34%
Максим Стулов / Ведомости

Российский рынок беспилотников в 2023 г. вырос на 129% по сравнению с 2022 г. и достиг отметки в 33,7 млрд руб. В основном такой рост обеспечили продаж спецтехники для нужд СВО: объем продаж вырос на 318% относительно 2022 г. Об этом говорится в исследовании российского рынка беспилотных авиационных систем (БАС) ассоциации «Аэронекст» (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Рынок БАС в гражданском секторе вырос год к году на 35% до 19,8 млрд руб. В среднем выручка компаний от продажи БАС на гражданский рынок в 2023 г. по сравнению с 2022 г. выросла на 55%, а от реализации услуг с применением БАС – на 14%, говорится в исследовании, но абсолютные цифры не называются. По оптимистичным прогнозам, в 2024 г. объем российского рынка БАС для гражданского применения может вырасти до 49,4 млрд руб., а к 2026 г. – до 96,9 млрд руб.

На большей части территории России сейчас действует запрет на использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Еще осенью 2022 г. регионы начали вводить запреты на использование дронов, когда президент России Владимир Путин подписал указ об установлении в субъектах РФ разных уровней реагирования – от базовой готовности до военного положения. Исключение было сделано для органов государственной власти и силовых структур. Еще несколько регионов ввели аналогичный запрет после атаки Московского Кремля украинским беспилотником в начале мая 2023 г. В частности, ограничения стали действовать в Москве и Московской области.

Из-за существующих в регионах режимов ограничений на выполнение полетов дронов недополученный объем выручки от реализации услуг с применением БАС в 2023 г. составил 34%, пояснил представитель аналитического отдела ассоциации «Аэронекст».

В качестве основного направления применения БАС в исследовании указаны сбор и передача данных, дистанционный мониторинг – 54%. Вторая сфера – это аэрологистика для перевозки грузов (19%), а на третьем месте находятся строительно-монтажные работы, локальная защита объектов, санитарная обработка (10%). В 2023 г. основной объем закупок приходился на сферу «Безопасность, экстренная помощь» – 45%, затем шла «Научная деятельность и исследования» – 28%, следом – «Логистика и транспорт» (10%) и остальные направления (17%), говорится в исследовании. Разбивка объявленных конкурсов по начальной максимальной цене контракта показала, что 26 закупок было объявлено в диапазоне от 100 млн до 600 млн руб., 300 – от 1 млн до 5 млн руб., 356 закупок – от 100 000 до 500 000 руб. (закупки в диапазоне от 5 млн до 100 млн руб. в исследовании не приведены).

Объем инвестиций в 2023 г. в отрасль БАС составил 3,5 млрд руб., говорится в исследовании. Гендиректор Центра беспилотных технологий, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Александр Тараканов считает это недостаточным. По его словам, если рассматривать смежные отрасли, то отсутствуют финансовые ресурсы для разработок в области микроэлектроники, IT, полимеров и проч. «В стране нет элементной базы для изготовления БАС, и это все нужно строить с нуля», – поясняет он. Рост гражданских применений БАС мог бы быть еще на 15–25% выше, если бы не региональные ограничения полетов, допускает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Грудев.

Компании и госучреждения продолжают активно инвестировать в область беспилотия, указывает глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская (холдинг закупил агродоны и планирует применять. – «Ведомости»). В этом году особенно востребованными были различные виды малых и средних БАС для гражданского применения, такие как дроны для доставки товаров, разведки, мониторинга и т. д., приводит примеры она. Самой популярной услугой были все виды дистанционного зондирования земли, добавляет Грудев.

Около 60% компаний в сфере БАС работают на сером рынке, говорит Тараканов. «Это связано с несовершенством законодательства, а иногда с непониманием процессов, происходящих в индустрии. Безусловно, это тормозит рынок и ограничивает использование БАС конечными потребителями, а это, в свою очередь, тянет за собой всю цепочку до производителя», – предупреждает он. Нерегулируемый рынок может приводить к появлению некачественных продуктов и услуг, что, в свою очередь, может нанести ущерб репутации отрасли в целом, согласна Романовская. В то же время весь 2023 год прошел в работе по подготовке мероприятий нацпроекта по БАС, продолжает Грудев. Большое количество изменений в сфере регулирования разработки, производства и эксплуатации БАС, заложенных в нацпроекте, должны, по его мнению, существенно «обелить» рынок.

Основной рост российского рынка БАС в гражданском секторе будет связан с рынком аэрологистических услуг, ожидает заместитель генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Зарина Хубежова. По ее словам, есть стойкий спрос на автоматизацию процессов для снижения затрат и влияния человеческого фактора. В мире количество операций БАС с одного логистического центра составляет 100 000 в год, в России пока суммарное количество полетов беспилотников в год – около 100 000. Больше всего БАС будут применяться в сельском хозяйстве, природном надзоре и экомониторинге, считает эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Тимофеев.

Источник «Ведомостей» в крупной компании на рынке БАС сомневается в том, что столь оптимистичных цифр российский рынок БАС достигнет в 2024 г. «Результаты запуска нацпроекта по БАС (реализуется с 2024 по 2030 г. – «Ведомости») проявятся не сразу. Должен возникнуть накопительный эффект, когда меры поддержки выльются сначала в больший объем продукции, затем в новых подготовленных пользователей и квалифицированных заказчиков. В конечном итоге это все наполнит предложением рынок услуг, а цепочка трансформации займет 1,5–2 года, поэтому наиболее существенный рост можно ожидать в 2026 г.», – рассуждает собеседник.