Путин поручил проработать вопрос производства в России игровых консолей

Конкурировать с Playstation, Nintendo и Xbox будет очень трудно, предупреждают эксперты
Ключевым фактором продвижения игровых приставок является эксклюзивный контент/ Freepik

Правительство до 15 июня 2024 г. должно рассмотреть вопрос о создании российских игровых приставок и консолей, а также операционной и облачной систем доставки игр и программ пользователям. Соответствующее поручение дал президент России Владимир Путин по итогам прошедшего 27 марта совещания по вопросам социально-экономического развития Калининградской области.

Представитель пресс-службы правительства сообщил «Ведомостям», что поручение президента принято к исполнению и «необходимые решения будут подготовлены в установленные сроки».

Представитель Минцифры рассказал «Ведомостям», что в рамках поручения президента министерство совместно с Ассоциацией профессионалов оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) уже ведет работу по разработке мер поддержки и развития видеоигровой индустрии.

В конце декабря 2023 г. «Коммерсантъ» сообщал, что АПРИОРИ и Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) подготовили предложения по развитию видеоигровой индустрии на несколько лет. В документе АПРИОРИ предлагала инициативы, связанные с кадровым обеспечением, образовательные программы и меры, призванные ускорить замещение иностранного софта. Предложения РВИ в основном были связаны с экономическими мерами поддержки. В частности, речь шла о запуске льготного кредитования студий и механизма продвижения игр в соцсетях.

В конце февраля 2024 г. ТАСС сообщал, что РВИ представит правительству план развития видеоигр в России на пятилетний период. Дорожная карта составлена в том числе с учетом предложений от органов исполнительной власти, госорганизаций и профессионального игрового сообщества. Согласно данному плану, появление полноценной игровой консоли запланировано на 2026–2027 гг.

Если говорить о возможной конкуренции с лидерами рынка, как Playstation, Nintendo и Xbox, то «никаких технических и иных заделов в России нет и быть не может», отметил владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев. «Все придется изобретать с нулевого уровня. Это потребует много времени, ресурсов, а главное – экспертизы, которую российская игровая индустрия еще не копила», – поясняет он. Приставки необходимо отдельно прорабатывать, начиная с инженерной части, говорит генеральный директор АПРИОРИ Александр Михеев.

«Мы как экспертная индустриальная организация готовы вовлечь комьюнити разработчиков в портирование будущих игр, а при программе поддержки портирования на консоль могут даже появляться эксклюзивы, доступные только на этом устройстве», – отметил руководитель РВИ Василий Овчинников.

На текущий момент трудно говорить о наличии каких-либо готовых решений или даже находящихся в разработке проектов игровых консолей в России, отмечает сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. Этот рынок очень конкурентный и давно поделен между ключевыми игроками, напоминает эксперт. Microsoft Xbox и Sony Playstation занимают сегмент стационарных консолей, работающих с телевизором, Nintendo Switch – сегмент портативных консолей, пояснил Сахнов. При этом даже Steam (игровой онлайн-сервис) с собственным портативным решением Steam Deck не смог создать ощутимую конкуренцию для Nintendo, отмечает он.

Российский рынок игровых консолей за 11 месяцев 2023 г. в штуках увеличился примерно вдвое год к году и превысил 1 млн проданных устройств, сообщал «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо» в декабре 2023 г. Около 35% от этого количества пришлось на приставки Playstation, Xbox и Nintendo, а в денежном выражении они занимают более 85% рынка. Весь рынок игровых консолей за 11 месяцев прошлого года составил порядка 18 млрд руб., а в 2022 г. он был около 8 млрд руб., уточнял представитель «М.видео-Эльдорадо».

Создание российской консоли – вполне реализуемая история, которой может заняться любая крупная техническая компания, например «Яндекс», считает сооснователь Watt Studio Егор Томский. «На рынке много китайских консолей для ретро-игр, которые можно использовать в том числе как базу, – говорит он. – Это, конечно, не будет конкурент Xbox или Playstation, но можно сделать вполне приличный ПК в красивом корпусе. Сейчас такие продаются как домашние медиаплееры со своей операционной системой на базе Linux или Android. Steam Deck тоже сейчас работает на базе Linux, так что игр из Steam будет достаточно».

«Несмотря на то что Steam является абсолютным лидером, в России есть собственные магазины игр. Наиболее крупный из них – VK Play», – говорит Сахнов. По словам Михеева, VK Play имеет всю необходимую функциональность, для того чтобы платформу можно было использовать на консоли.

Но производство консолей – крайне затратное предприятие, подчеркивает Сахнов. По его словам, многие западные и японские производители продавали свои устройства дешевле себестоимости, рассчитывая окупиться на продаже игр. «На мой взгляд, производство подобных консолей под силу «Сберу» и «Яндексу». А их опыт с подписочной моделью и облачными сервисами будет крайне полезен для монетизации новой консоли», – считает эксперт.

Но выход такого продукта не стоит ожидать раньше, чем через 2–3 года, добавляет Сахнов. «Поначалу консоль будет иметь существенную долю китайских компонентов. Но более важная проблема, – говорит эксперт, – это ответ на вопрос, ради чего игрокам покупать эту консоль? В какие игры там можно будет играть? Вся суть данного бизнеса в эксклюзивах. Игроки идут покупать очередную Playstation ради крутой игры Horizon zero dawn, являющейся на момент выхода эксклюзивом для Playstation».

«Ведомости» направили запрос в «Яндекс» и «Сбер». Представитель VK отказался от комментариев.