Минэкономразвития создаст комиссию по расследованию ИИ-инцидентов

Она понадобится для оценки страховых случаев
Алексей Орлов / Ведомости

Минэкономразвития планирует создать комиссию по расследованию инцидентов, вызванных использованием искусственного интеллекта (ИИ). Она также будет регламентировать права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с помощью технологий ИИ. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель министерства.

Изменения будут добавлены ко второму чтению поправок в законопроект «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций» (258-ФЗ), добавил он. Первоначальный проект поправок был внесен в Госдуму в декабре 2023 г. и принят в первом чтении 16 февраля. Утвержденные тогда изменения касались сокращения сроков рассмотрения заявок на создание ЭПР с 90 до 50 дней и положения о страховании ответственности за возможный вред жизни, здоровью или имуществу от применения технологии.

Сейчас общая идея состоит в том, что создать ЭПР можно будет быстрее, объясняет гендиректор ассоциации разработчиков и пользователей ИИ в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман. Если будет введено страхование инцидентов, связанных с ЭПР, то, для того чтобы оценивать эти страховые случаи, будет создана комиссия, которая будет их разбирать, добавил он.

«ЭПР мало, и процесс их рассмотрения идет медленно, потому что ведомства боятся этих экспериментов исходя из того, что могут возникнуть какие-то проблемы. Чтобы ЭПРы двигались быстрее, пытаются придумать механизм, с помощью которого можно будет защититься от таких инцидентов, но, как это будет работать на практике, не совсем понятно», – отметил Зингерман.

Участник ЭПР должен будет вести реестр лиц, которые связаны с технологией и которые являются ответственными при использовании решений, созданных с применением ИИ, объяснил «Ведомостям» сенатор Артем Шейкин. В случае инцидента с ИИ субъект ЭПР будет обязан предоставить комиссии в течение двух рабочих дней необходимые документы для расследования причин и установления круга ответственных, добавил он. По итогам работы комиссия будет готовить заключение о причинах произошедшего, обстоятельствах, указывающих на виновность лиц, а также о необходимых мерах по возмещению вреда, пояснил сенатор.

«На мой взгляд, указанные изменения не скажутся на количестве одобряемых ЭПР, но это повлияет на безопасность при реализации проектов ЭПР, их прозрачность, упростят установление причин инцидентов и привлечение к ответственности виновных, возмещение вреда пострадавшим», – уточнил Шейкин.

По словам представителя Минэкономразвития, всего в действующую регуляторику вносится более 20 новелл. В частности, речь идет о сокращении перечня предоставляемых документов при подаче инициативного предложения по ЭПР и уменьшении сроков согласования за счет оптимизации процедур.

По словам источника «Ведомостей», близкого к правительству, сейчас поправки, подготовленные ко второму чтению, согласовываются с администрацией президента. Замечания, предложенные АП, носят редакционный характер, добавил он.

«С учетом масштаба изменений на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в Госдуме идет активная работа по уточнению формулировок, согласованию отдельных его положений», – добавил представитель министерства. По словам собеседника «Ведомостей», второе чтение состоится уже после майских праздников.

Первая версия 258-ФЗ вступила в силу в январе 2021 г. Закон устанавливает особые правовые режимы (регуляторные песочницы), в которых можно тестировать инновации, обходя часть требований законов, регулирующих ту или иную отрасль. Для вступления ЭПР в силу требуется заключение АНО «Цифровая экономика», Минэка и профильного ведомства в сфере, которой касается ЭПР. Финальное решение об установке ЭПР принимает правительство.

«За два года были установлены и реализуются 14 экспериментов. В них задействовано 117 участников – это компании, органы власти и индивидуальные предприниматели. Также непосредственными участниками ЭПР стали более 83 000 граждан», – говорил директор департамента развития цифровой экономики Минэка Владимир Волошин во время дискуссии «ЭПР и регулирование при внедрении ИИ» на выставке «Россия» в марте 2024 г.

По словам представителя министерства, сейчас на рассмотрении находятся семь новых ЭПР: три – в сфере беспилотной авиации, два – в сфере медицины и еще два – в сфере ВАТС (высокоавтоматизированные транспортные средства). Он уточнил, что сейчас в рамках ЭПР нет ни одного проекта, напрямую связанного с ИИ, но в большинстве текущих экспериментов так или иначе задействована сама технология ИИ. В первую очередь в ЭПР, связанных с беспилотным транспортом, его управлением и безопасной эксплуатацией, добавил представитель Минэка.

В 2023 г. объем российского рынка ИИ достиг почти 650 млрд руб., это примерно на 18% больше, чем годом ранее, заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выступая в рамках Дня цифры на форуме-выставке «Россия».

Но, по словам представителя Ассоциации больших данных (АБД), текущий порядок установления экспериментальных правовых режимов не позволяет эффективно и быстро тестировать инновационные цифровые технологии в рамках действующего регулирования. Создание комиссии по расследованию инцидентов будет способствовать совершенствованию конфигурации ЭПР, только в случае если одновременно будет упрощен порядок их установления, в том числе предусмотрен действующий механизм снятия противоречий при рассмотрении инициативных предложений, добавил он. «Сейчас если один согласующий орган против, то замечания можно снять только на уровне правительства, но это тяжелый и громоздкий механизм, хотелось бы попроще», – отметил представитель АБД.

В настоящее время каждый случай, вызывающий споры по правомочности применения технологий ИИ, уникален и за каждым скрывается масса вопросов, касающихся технологических и правовых аспектов, а также безопасности, говорит эксперт рынка НТИ «Нейронет», директор по развитию EKF Татьяна Мосендз. «При создании такой комиссии важно соблюсти баланс и не превратить работу комиссии в блокирующий фактор развития самих технологий ИИ, – отмечает она. – Зачастую введение новой правовой нормы вводит новые барьеры и существенно сдерживает развитие отрасли».