Ученые выявили вторую по энергии космическую частицу неизвестной природы

Ученые из международного проекта Telescope Array зафиксировали вторую по мощности космическую частицу, когда-либо наблюдавшуюся человеком, сообщил Университет Юты.

Первая сверхмощная частица была обнаружена в 1991 г. Ее происхождение до сих пор не удалось установить: частица, получившая названия «О боже мой», обладала большей энергией, чем теоретически возможно для космических лучей, достигающих Земли из других галактик.

В мае 2021 г. в ходе эксперимента Telescope Array был обнаружен второй по величине космический луч экстремальной энергии. Как пояснили в Университете Юты, энергия новой частицы эквивалентна падению кирпича на палец ноги с высоты пояса. Ученые в опубликованной 23 ноября статье в журнале Science описали зафиксированный космический луч сверхвысокой энергии и пришли к выводу, что подобные явления могут следовать физике элементарных частиц, неизвестной науке. Частица была названа в честь богини солнца Аматэрасу из японской мифологии.

Член международной команды, сотрудник Института ядерных исследований РАН (ИЯИ РАН) Михаил Кузнецов рассказал в интервью RTVI, что Telescope Array представляет собой группу детекторов – металлических ящиков, которые стоят на расстоянии 1,2 км друг от друга и покрывают площадь 700 кв км. В ящиках находятся сцинтилляционные пластины, которые светятся, когда в них попадают заряженные частицы.

Уникальность обнаруженной частицы, пояснил ученый, заключается в направлении ее прилета: в той части локальной Вселенной радиусом 750 млн световых лет, откуда она прилетела, «ничего нет – так называемая локальная пустота». Ученые считают, что она отклонилась космическими магнитными полями, добавил Кузнецов.