Китайцы выступили против больших американских машин

Китай вводит пошлины на ввоз мощных автомобилей из США. Это новое обострение американо-китайской торговой войны

Министерство торговли Китая сообщило о введении пошлин на импортируемые из США автомобили с объемом двигателя более 2,5 л. Меры принимаются в ответ на ущерб, который причинен автомобильной отрасли Китая демпингом со стороны США и субсидиями, которые получают американские производители, говорится в заявлении министерства. Пошлины будут действовать два года, их размер варьируется от 2 до 21,5%.

Политика Китая является нарушением норм Всемирной торговой организации (ВТО), заявила представитель американского минторга Андреа Мид: «Администрация США расстроена решением КНР и намерена взвесить варианты для ответа». К ВТО Китай присоединился 10 лет назад – в декабре 2001 г.

Это новое обострение торговой войны между США и Китаем, считает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. Американские чиновники тоже не первый год обвиняют Китай в субсидировании автомобильной промышленности путем предоставления дешевых кредитов.

В условиях замедления роста глобальной экономики корпорации бьются за увеличение сбыта на развивающихся рынках, отмечает Портанский, поэтому решение может быть чувствительным для автоконцернов США. В 2009 г. китайский автомобильный рынок стал крупнейшим в мире.

Пошлины могут стимулировать американские автомобильные концерны увеличить выпуск автомобилей в Китае, считает аналитик JPMorgan Chase Химаншу Пэтел: «Но расширение мощностей в КНР и так входило в планы автогигантов». GM уже активно занимается перемещением производственных мощностей на китайский рынок, говорил ранее гендиректор компании Дэн Экерсон: «В КНР планируется построить 2–4 завода к 2015 г.».

Большинство аналитиков и производителей считают меру китайских властей политическим жестом и не ожидают, что она серьезно повлияет на продажи, пишет WSJ. По данным JPMorgan Chase, в 2011 г. из автомобилей, продаваемых GM в Китай, было импортировано из США лишь 1,3%, у BMW – 13%, у Mercedes-Benz – 11%. Для Chrysler ущерб будет больше: 17% автомобилей, проданных в прошлом году в Китае, попадают под ограничение минторга КНР (данные Automotive Foresight). Компании анализируют решение китайских властей, чтобы оценить его влияние на бизнес, заявили представители Chrysler и GM.