В 2012 г. две из трех собранных в России машин будут иномарками

В целом рынок новых легковых машин по-прежнему не дотягивает до результатов предкризисных месяцев 2008 г.: продажи за первые четыре месяца - ниже показателей четырехлетней давности на 10,1%
С.Портер/ Ведомости

В текущем году в России будет произведено 1,982 млн легковых автомобилей, из них 1,357 млн иностранных марок, сообщает «АСМ холдинг», опираясь на результаты своего исследования. Прогноз годового производства легковых автомобилей превышает на 14% результаты прошлого года (произведено 1,738 млн), но не учитывает возможные эффекты от присоединения России к Всемирной торговой организации и от введения в стране утилизационного сбора, отмечают эксперты.

В целом рынок новых легковых машин по-прежнему не дотягивает до результатов предкризисных месяцев 2008 г., констатируют аналитики. Продажи за первые четыре месяца 2012 г. ниже показателей четырехлетней давности на 10,1%.

Оптовые продажи легковых автомобилей выросли в январе - апреле 2012 г. на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составили 902 700 единиц, сообщает «АСМ холдинг», опираясь на результаты собственных статистических данных. При этом, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), розничные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе - апреле 2012 г. составили 880 450 штук (рост на 18%).

Продажи автомобилей отечественных марок, по данным «АСМ холдинга», снизились за 4 месяца на 6000 машин до 189 700 штук, а их рыночная доля сократилась с 25,8% до 21,0%. Продажи иномарок российской сборки выросли до 406 000 единиц (увеличение доли с 38,2% до 45,0%). Сегмент иномарок российской сборки в основном определил общий рост рынка, отмечают эксперты организации. Общая доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), увеличилась до 66,0% рынка против 64,0% в январе - апреле 2011 г.

Продажи импортированных автомобилей выросли на 12,1% до 303 900 машин, но их доля на рынке сократилась до 33,7% (-2%). Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, в отличие от секторов грузовых автомобилей и автобусов, уже не играет сколько-нибудь заметной роли на рынке, отмечают эксперты. На импорт подержанных машин, как и годом ранее, пришлось всего лишь 0,3% продаж легковых автомобилей. Нельзя исключать перелома этого тренда во втором полугодии в результате либерализации импорта старых машин после присоединения России к ВТО, считают в "АСМ холдинге". Импорт подержанных легковых автомобилей физлицами (не учитывается во внешнеторговой статистике и в расчете рынка), по данным ФТС, составил в январе - апреле 2012 г. 42 900 против 37 000 годом ранее.

Важный для внутреннего рынка параметр, экспорт легковых автомобилей, в январе - апреле 2012 г. увеличился на 25,6% до 19 979 единиц (без учета поставок в страны Таможенного союза – Белоруссию и Казахстан). Иномарки российской сборки составили 38,0% в штучном исчислении (13,6% в 2011 г.) и 50,6% таможенной стоимости экспорта легковых автомобилей.

В целом автомобильный рынок России за первые четыре месяца 2012 г. вырос на 18,9% к январю - апрелю прошлого года, достигнув уровня 1,022 млн легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Сохранился достаточно высокий темп роста с легким замедлением против показателя I квартала (+22,4%), говорят аналитики "АСМ холдинга". Отставание общего объема продаж автомобилей от соответствующего периода докризисного 2008 года составило 12%.