«Камаз» намеревается построить в Литве сборочное производство

«Камаз» в ближайшее время откроет первый сборочный завод на территории Евросоюза – в Литве. Компания намерена закрепиться на европейском рынке, где действуют более высокие экологические нормы
A.Rudakov/ Bloomberg

«Камаз»

Производитель грузовиков. акционеры «Камаза»: 49,9% акций принадлежит «Ростехнологиям», Daimler совместно с ЕБРР распоряжается 15% акций. Капитализация – 29,8 млрд руб. финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 106,83 млрд руб., чистая прибыль – 1,82 млрд руб.

О планах «Камаза» построить в Литве сборочное производство мощностью 2000 тяжелых грузовиков в год объявил литовский премьер Андрюс Кубилюс после встречи с руководством российского предприятия.

«Думаю, что [сборка] стартует вскоре, потому что предприятия по такой сборке строятся довольно быстро», – цитирует премьера литовское агентство BNS.

Представитель «Камаза» подтвердил планы по созданию сборочного производства в Литве, но детали проекта раскрыть отказался: его бизнес-план еще не утвержден. Продукцию литовского предприятия «Камаз» собирается поставлять в страны Европы, говорит собеседник: в планах компании к 2020 г. увеличить долю экспорта в общих продажах до 40% (сейчас 15–20%). «Плюсы Литвы в том, что это бывшая республика СССР, где знают и понимают, как работает наша техника, поэтому там гораздо проще организовать производство, чем в какой-либо другой стране ЕС», – объяснил он. Планов по строительству других сборочных производств в Европе пока нет, заверил он.

Сейчас «Камаз» экспортирует автомобили более чем в 80 стран – СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки (экспорта в Европу, по словам представителя компании, сейчас нет). Сборочные производства у российской компании есть в Индии, Вьетнаме, Казахстане, Иране и Пакистане, но в Европе литовский завод будет первым. Его стоимость аналитики UBS Кирилл Таченников и «ВТБ капитала» Владимир Беспалов оценивают в $10–15 млн. Машины «Камаза» могут занять нишу на европейском рынке благодаря более низкой цене в сравнении с зарубежными аналогами, считает Беспалов. Но компании придется соответствовать европейским экологическим стандартам, которые в Европе более высокие («Евро-5»), чем в России («Евро-3»), отмечает эксперт. «Камаз» способен производить грузовики стандарта «Евро-5», уверяет представитель компании.

К 2020 г. «Камаз» намерен выпускать 100 000 грузовиков в год (план на 2012 г. – 48 500 шт., из них 42 000 – продать в России). Для этого компания собирается наращивать инвестиции с 5,8 млрд руб. в 2012 г. до 8,7 млрд ежегодно к 2015 г. и 12,6 млрд к 2020 г., следует из программы развития «Камаза». Финансовое состояние компании позволяет вкладывать такие средства, отмечает Беспалов: чистый долг «Камаза» составил $365 млн, а его соотношение к EBITDA – 1,8.

В Литве уже есть сборочное производство у «Группы ГАЗ». С 2000 г. по лицензии ГАЗа Automasinu verslo centras собирает и реализует в странах ЕС легкие коммерческие автомобили «Газель» и «Соболь», а также грузовики «Валдай».