Finasta приведет в Россию JAC Motors

Группа Finasta, основанная неудавшимся покупателем Saab Владимиром Антоновым, будет представлять в России интересы китайского автоконцерна JAC Motors
Jianan Yu/ Reuters

Компания «Финаста прямые инвестиции» («Финаста», входит в группу Finasta) стала эксклюзивным импортером и дистрибутором концерна JAC на территории России, рассказал «Ведомостям» управляющий директор «Финасты» Геннадий Белов. Договор, по его словам, заключен на три года с правом продления. Созданная для проекта компания JAC Motors Rus пока полностью принадлежит «Финасте», но соглашение предусматривает создание совместного предприятия с JAC, продолжает он. Менеджер по продажам в России JAC Motors Цао Менг подтвердил эту информацию, отметив, что условия СП обсуждаются. Инвестировать в компанию пока будет только российская компания, говорит Менг.

JAC Motors (Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd.) контролируется правительством Китая, производственные мощности позволяют выпускать 700 000 грузовых и легковых авто в год, продажи в 2011 г. составили 466 500 машин на $4,6 млрд.

Finasta принадлежит группе Snoras, основанной Антоновым. Бизнесмен был совладельцем производителя суперкаров Spyker и пытался купить долю в автоконцерне Saab, но сделка сорвалась. В прошлом году Snoras оказалась близка к банкротству и была национализирована правительством Латвии. В управлении группы находятся активы стоимостью 1,82 млрд евро.

«Финаста» до конца лета вложит в проект $5 млн, в следующем году инвестиции могут быть увеличены в 10 раз, сообщил Белов. Он обещает системный подход к дистрибуции и продвижению автомобилей JAC: его компания создает сеть не только продаж, но и обслуживания, а также решит вопросы с поставкой запчастей. По его словам, «Финаста» вложит в проект собственные средства, а также средства внешних инвесторов-партнеров (их он не называет). До конца года «Финаста» рассчитывает заключить соглашение с 10 дилерскими центрами, принадлежащими крупным федеральным игрокам, говорит Белов. С какими дилерами идут переговоры, он не сообщил. «Ведомостям» найти компании, участвующие в переговорах, не удалось.

JAC Motors Rus начнет с продаж коммерческой техники – тяжелых грузовиков массой до 26 т со средней ценой 2,5 млн руб., а также тягачей и бетоносмесителей – и рассчитывает за 2012 г. продать 300 таких автомобилей. За 2–3 года компания надеется продать 3000–5000 грузовиков и 10 000–15 000 легковушек, говорит Белов.

Продажи легковых автомобилей могут начаться уже в 2012 г., продолжает Белов. Возможно, это будут модели J3 и J5 – седаны класса А и С (по европейской классификации) соответственно. Их дизайн создан при участии итальянской Pininfarina. Первая из них может позиционироваться в сегменте Lada Priora, а вторая – в сегменте Mitsubishi Lancer, считает Белов. По его мнению, седаны JAC Motors в России попадут в ценовой сегмент $15 000–20 000.

Пока ни одному из китайских концернов не удалось добиться заметных успехов в России, напоминает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, в том числе потому, что китайские марки малоузнаваемы и у них проблемы с запчастями. Одной ценой россиян привлечь нельзя, объясняет Дацкив, нужно тратиться на продвижение бренда и создание инфраструктуры, а это требует не менее $20 млн ежегодно в течение трех лет. Дилеры брать на себя такие затраты не будут, говорит он.

Решение JAC начать с продажи грузовой техники можно понять, говорит Алексей Непогодин, начальник отдела продаж дилерского центра Renault Trucks: в этом сегменте продается больше дополнительного оборудования, прицепов, да и объемы ремонтных работ тоже выше, чем у легковой техники. Китайские грузовики были популярны до кризиса 2008–2009 гг., сейчас отношение к ним осторожное, так как по качеству они не догнали европейские марки, говорит Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено тракс Восток».

Но стоит помнить, что скоро в России будет введен утилизационный сбор, который снизит конкурентоспособность импортной грузовой техники, напоминает гендиректор холдинга «Совтрансавто» Владимир Тян.