«Соллерс» привел Mazda в Россию

Mazda стала первой японской автомобильной компанией, открывшей производство на российском Дальнем Востоке. В совместное предприятие с «Соллерсом» будет инвестировано более 10 млрд руб., сообщили партнеры
Ю.Смитюк/ ИТАР-ТАСС

Серийное производство на совместном предприятии во Владивостоке начнется в октябре 2012 г., выпускать будут две модели: кроссовер CX-5 и новый седан Mazda6 (в Японии известна как Atenza), сообщили Mazda и «Соллерс». На первом этапе мощность завода – 50 000 автомобилей в год, проектная мощность – 100 000. Соглашение о создании СП на паритетной основе партнеры подписали в 2011 г.

Торжественная церемония открытия СП состоялась вчера, участвовали президент Владимир Путин, гендиректора «Соллерса» и Mazda Вадим Швецов и Такаси Яманути, первый зампред правительства Игорь Шувалов, приморский губернатор Владимир Миклушевский, министр экономики, торговли и промышленности Японии Юкио Эдано, посол Японии в России Тикахито Харадо.

Прежде проектная мощность оценивалась в 50 000–70 000 машин в год, а инвестиции – в $80 млн (сумму в 2011 г. назвал директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков). С чем связано увеличение, выяснить не удалось – представители «Соллерса» и Mazda были недоступны.

По соглашению о промсборке (Mazda подписала его в прошлом году) через 2,5 года после начала работы завод во Владивостоке должен перейти на производство полного цикла, напоминает директор портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Переход СП на полный цикл производства может произойти в течение двух лет, сообщил «Интерфаксу» Швецов, планируется привлечь и японских производителей комплектующих – пластика, стекла, элементов подвески и электроники.

10 млрд руб. будет достаточно для организации крупноузловой сборки автомобилей, считает главный редактор «Авто бизнес ревю» Сергей Баранов, а вот для организации полного цикла этой суммы мало: понадобится как минимум еще 10 млрд руб.

Строительство завода полного цикла в Калуге, к примеру, обошлось Volkswagen Group в 570 млн евро, говорит Баранов. Дацкив считает, что за 10 млрд руб. можно построить завод полного цикла мощностью 50 000 автомобилей в год (без выпуска двигателей и коробок передач), а для производства 100 000 штук в год нужно еще около 5 млрд руб. Заявленный штат завода – 3000 человек – свидетельствует, что планируется создание высокотехнологичного производства, указывает он.

Для Mazda проект на Дальнем Востоке очень важен: компания не раз заявляла, что сильно зависит от ситуации на рынке Японии, указывает инвестиционный директор SI Capital Partners Иван Бончев. Выручка Mazda в 2012 финансовом году составила $25,77 млрд, чистый убыток – $1,37 млрд, чистый долг – $3,63 млрд (данные Bloomberg). Компания относительно небольшая, но соотношение долга и объема инвестирования в СП на Дальнем Востоке разумное, учитывая, что партнеры разделят расходы, комментирует Бончев.

«Создание нового СП означает готовность Mazda расширять бизнес, а также участвовать в развитии российской автомобильной индустрии», – приводятся в сообщении слова Яманути.

В январе – июле 2012 г. продажи Mazda в России выросли на 38% до 27 830 штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). Рекомендованные цены (с сайта компании) на седан Mazda6 в России начинаются от 767 000 руб., CX-5 – от 949 000 руб. В первом полугодии 2012 г. российские продажи этих двух моделей вместе составили около 11 500 штук, в 2013 г. вряд ли превысят 35 000 машин, говорит Баранов. С этим прогнозом согласен Дацкив. С учетом заявленной мощности СП скорее всего здесь будет дополнительно выпускаться еще 1–2 модели, например Mazda3, предполагает Баранов.

Расположение завода во Владивостоке удобно с точки зрения логистики, считают Баранов и Дацкив: близость к Японии позволяет оперативно получать комплектующие. Путин во время визита на совместное предприятие пообещал, что льготные тарифы на железнодорожные перевозки автомобилей с Дальнего Востока сохранятся, а значит, и транспортировка будет сравнительно дешева.