Проект платной альтернативы стоящей в пробках Ленинградки все дорожает

На подходе строящегося платного дублера Ленинградки к Санкт-Петербургу может появиться один из самых дорогих проектов частных дорог. Участок в 141 км обойдется более чем в 100 млрд руб.
Финансирование платного "въезда" в северную столицу увеличат втрое/ Д. Абрамов/ Ведомости

Компании наверняка заинтересуются финишным участком трассы Москва – Санкт-Петербург, говорит аналитик БКС Игорь Краевский: «Трасса Москва – Санкт-Петербург – самый лакомый кусок из всей дорожной сети России ввиду ее высокой загруженности, вопрос о привлекательности проекта даже не стоит». Получить комментарии крупнейших игроков не удалось: компании не готовы комментировать еще не объявленный проект. Такой масштабный проект, требующий не менее 25 млрд руб. привлеченного финансирования, по силам только очень крупным игрокам, замечает сотрудник одной из компаний.

В ноябре на конкурс должен был быть выставлен финишный участок трассы Москва – Санкт-Петербург длиной 38 км (с 646-го по 684-й км) и стоимостью 37,8 млрд руб., 28,4 млрд из них бюджетные. Но после обсуждения с консультантами госкомпания «Автодор», ответственная за трассу, решила укрупнить проект. «Это было признано более экономически целесообразным», – сказал «Ведомостям» предправления госкомпании Сергей Кельбах.

На конкурс будет выставлен отрезок трассы протяженностью 141 км (534–684-й км), стоимость проекта – более 100 млрд руб., а доля частных инвестиций – не менее 25%, указано в презентации «Автодора». Финансово-экономическая модель еще прорабатывается, говорит Кельбах, конкурс будет объявлен в мае 2013 г.

Концессионер, отобранный на конкурсе, построит и будет эксплуатировать дорогу в течение 30 лет. Авторы проекта прогнозируют интенсивность движения в 25000–30000 машин в сутки. Заработать можно будет на сборе платы с пользователей. Также частному инвестору будет обеспечена минимальная ежегодная выручка в виде платежей от государства (ее размер пока не посчитан), позволяющая покрыть расходы на обслуживание заемного финансирования и содержание дороги.

Вряд ли схема финансирования будет сильно отличаться от той, которая использована на проекте 15–58-й км, рассуждает Краевский: основными кредиторами, видимо, опять выступят ВЭБ и Сбербанк. В случае участия в проекте французской Vinci или другой западной компании возможно привлечение ЕБРР и других международных институтов, продолжает он.

Участок на входе в Санкт-Петербург пока самый дорогой на трассе. Это и один из крупнейших проектов в портфеле «Автодора», дороже только участок трассы М1 «Беларусь» с 33-го по 456-й км, который также должен быть выставлен на конкурс в 2013 г., его оценочная стоимость – около 177 млрд руб.

Новая трасса от Москвы до Санкт-Петербурга целиком должна быть готова к чемпионату мира по футболу в 2018 г., обещал в интервью «Ведомостям» министр транспорта Максим Соколов. Сейчас уже строится первый участок с 15-го по 58-й км, уложено 10 км асфальта, трасса должна заработать в 2014 г. Стоимость проекта – до 70 млрд руб., 22,85 млрд из них – госфинансирование, 41 млрд привлекает сам концессионер (в том числе до 29 млрд – кредит ВЭБа и Сбербанка). Участок строит Северо-Западная концессионная компания – 50% контролирует французская Vinci, оставшуюся половину намерен выкупить «Мостотрест».

Следующий участок платной Ленинградки – с 58-го по 149-й км через Тверскую область – пока еще не выставлен на конкурс, его оценочная стоимость – более 58 млрд руб., не менее 40% средств должен будет привлечь частник.

С 258-го по 334-й км трасса пойдет в обход Вышнего Волочка, 23-летний инвестконтракт заключен опять же с «Мостотрестом», стоимость проекта – 46,5 млрд руб. (90% – госфинансирование).

Участки 149–258-й км и 334–543-й км пока «на проектной стадии», следует из материалов «Автодора», их стоимость еще не называлась. Оставшийся 351 км из 669 км трассы суммарно обойдется в 274,5 млрд руб., 162,9 млрд из них даст бюджет.

Проект платной Ленинградки нужен, уверен директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин: «Как минимум впервые за всю историю Ленинградки появятся обходы городов на пути трассы». Но существенно разгрузить автодорожное направление Москва – Санкт-Петербург новая трасса не поможет, предупреждает Блинкин: сейчас все грузы из Европы идут вглубь страны через Москву, потому что других транспортных связей просто нет. Нужна сеть автомобильных и железных дорог, иначе мы продолжим сталкиваться с транспортными коллапсами на федеральных трассах, заключает он.