Статья опубликована в № 3247 от 07.12.2012 под заголовком: Еще 100 млрд руб. на дублера

Проект платной альтернативы стоящей в пробках Ленинградки все дорожает

На подходе строящегося платного дублера Ленинградки к Санкт-Петербургу может появиться один из самых дорогих проектов частных дорог. Участок в 141 км обойдется более чем в 100 млрд руб.
Финансирование платного "въезда" в северную столицу увеличат втрое
Д. Абрамов / Ведомости

В ноябре на конкурс должен был быть выставлен финишный участок трассы Москва – Санкт-Петербург длиной 38 км (с 646-го по 684-й км) и стоимостью 37,8 млрд руб., 28,4 млрд из них бюджетные. Но после обсуждения с консультантами госкомпания «Автодор», ответственная за трассу, решила укрупнить проект. «Это было признано более экономически целесообразным», – сказал «Ведомостям» предправления госкомпании Сергей Кельбах.

На конкурс будет выставлен отрезок трассы протяженностью 141 км (534–684-й км), стоимость проекта – более 100 млрд руб., а доля частных инвестиций – не менее 25%, указано в презентации «Автодора». Финансово-экономическая модель еще прорабатывается, говорит Кельбах, конкурс будет объявлен в мае 2013 г.

Концессионер, отобранный на конкурсе, построит и будет эксплуатировать дорогу в течение 30 лет. Авторы проекта прогнозируют интенсивность движения в 25000–30000 машин в сутки. Заработать можно будет на сборе платы с пользователей. Также частному инвестору будет обеспечена минимальная ежегодная выручка в виде платежей от государства (ее размер пока не посчитан), позволяющая покрыть расходы на обслуживание заемного финансирования и содержание дороги.

Компании наверняка заинтересуются финишным участком трассы Москва – Санкт-Петербург, говорит аналитик БКС Игорь Краевский: «Трасса Москва – Санкт-Петербург – самый лакомый кусок из всей дорожной сети России ввиду ее высокой загруженности, вопрос о привлекательности проекта даже не стоит». Получить комментарии крупнейших игроков не удалось: компании не готовы комментировать еще не объявленный проект. Такой масштабный проект, требующий не менее 25 млрд руб. привлеченного финансирования, по силам только очень крупным игрокам, замечает сотрудник одной из компаний.

Вряд ли схема финансирования будет сильно отличаться от той, которая использована на проекте 15–58-й км, рассуждает Краевский: основными кредиторами, видимо, опять выступят ВЭБ и Сбербанк. В случае участия в проекте французской Vinci или другой западной компании возможно привлечение ЕБРР и других международных институтов, продолжает он.

Участок на входе в Санкт-Петербург пока самый дорогой на трассе. Это и один из крупнейших проектов в портфеле «Автодора», дороже только участок трассы М1 «Беларусь» с 33-го по 456-й км, который также должен быть выставлен на конкурс в 2013 г., его оценочная стоимость – около 177 млрд руб.

Новая трасса от Москвы до Санкт-Петербурга целиком должна быть готова к чемпионату мира по футболу в 2018 г., обещал в интервью «Ведомостям» министр транспорта Максим Соколов. Сейчас уже строится первый участок с 15-го по 58-й км, уложено 10 км асфальта, трасса должна заработать в 2014 г. Стоимость проекта – до 70 млрд руб., 22,85 млрд из них – госфинансирование, 41 млрд привлекает сам концессионер (в том числе до 29 млрд – кредит ВЭБа и Сбербанка). Участок строит Северо-Западная концессионная компания – 50% контролирует французская Vinci, оставшуюся половину намерен выкупить «Мостотрест».

Следующий участок платной Ленинградки – с 58-го по 149-й км через Тверскую область – пока еще не выставлен на конкурс, его оценочная стоимость – более 58 млрд руб., не менее 40% средств должен будет привлечь частник.

С 258-го по 334-й км трасса пойдет в обход Вышнего Волочка, 23-летний инвестконтракт заключен опять же с «Мостотрестом», стоимость проекта – 46,5 млрд руб. (90% – госфинансирование).

Участки 149–258-й км и 334–543-й км пока «на проектной стадии», следует из материалов «Автодора», их стоимость еще не называлась. Оставшийся 351 км из 669 км трассы суммарно обойдется в 274,5 млрд руб., 162,9 млрд из них даст бюджет.

Проект платной Ленинградки нужен, уверен директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин: «Как минимум впервые за всю историю Ленинградки появятся обходы городов на пути трассы». Но существенно разгрузить автодорожное направление Москва – Санкт-Петербург новая трасса не поможет, предупреждает Блинкин: сейчас все грузы из Европы идут вглубь страны через Москву, потому что других транспортных связей просто нет. Нужна сеть автомобильных и железных дорог, иначе мы продолжим сталкиваться с транспортными коллапсами на федеральных трассах, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать