Импортеры автомобилей могут получить право не платить утилизационный сбор

Российские чиновники обсуждают возможность предоставить импортерам автомобилей право не платить утилизационный сбор. А вместо этого – гарантировать утилизацию машин и обещать локализовать производство в России

Россия не планирует отказываться от утилизационного сбора на автомобили, заявил вчера министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Страну заботят вопросы экологии, к тому же это первый этап общего перехода на систему утилизационного сбора для промышленных продуктов, объяснил он.

Утилизационный сбор был введен в России только с 1 сентября 2012 г. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20000 руб., для грузовиков и автобусов – 150000 руб. Ежемесячные поступления – 3,5–4 млрд руб. Компании, имеющие производство в России, могут выбирать, платить сбор или обеспечить утилизацию выпущенного автомобиля, а импортеры обязаны платить сбор. Общий импорт автомобилей осенью 2012 г., после роста в первом полугодии, резко сократился. Европейским властям разница в подходах не понравилась. И российские чиновники по поручению президента Владимира Путина начали искать способ выравнять условия.

Обсуждается компромиссный вариант: импортеры при выполнении определенных условий смогут не платить сбор, а взять на себя обязательства по утилизации ввезенных автомобилей, рассказали два участника обсуждений. Дополнительным условием могут стать гарантии по повышению локализации существующего или организации нового производства в России, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Такой подход не увеличит финансовую нагрузку локальных производителей и не сделает импорт привлекательнее производства, как это может произойти в случае поголовной уплаты утилизационного сбора, замечает один из источников «Ведомостей». Окончательный вариант выравнивания условий между импортерами и производителями еще не определен, сказал представитель Минпромторга, отказавшись от других комментариев. Решение планируется найти до конца января, говорит источник «Ведомостей» в одном из российских автоконцернов.

Представители группы ГАЗ и «Камаза» считают, что и сейчас на рынке равные условия. Импортеры платят сбор при ввозе, а производители, взявшие обязательства по утилизации, будут нести расходы потом, которые в целом могут превысить расходы импортеров, отмечает представитель «Камаза». Российские производители несут расходы по созданию системы утилизации автомобилей, указывает и представитель группы ГАЗ.

Опрошенные «Ведомостями» иностранные производители более осторожны. «Мы соблюдаем законодательство, касающееся утилизационного сбора, и, если оно будет изменено, подчинимся этому решению», – заметил лишь представитель Renault. Введение утилизационного сбора не оказало заметного влияния на бизнес Volkswagen в России, сказал представитель компании: оно было нивелировано снижением ввозных пошлин в результате вступления страны в ВТО.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)