Как геймер стал настоящим гонщиком

Корреспондент «Пятницы» наблюдал за гонками «24 часа Дубая» вместе с участниками
Nissan-Racing

Мимо с оглушительным ревом проносятся гоночные автомобили. На горизонте протыкают облака дизайнерские небоскребы, а на стоянке рядом с дорогими машинами припаркованы три невозмутимых верблюда в роскошных коврах-попонах. На трибунах новенького, с иголочки автодрома в Дубае в характерных белых одеяниях сидят не то знатные шейхи, не то простые эмиратские безработные. Десять минут назад здесь началась гонка «24 часа Дубая». За происходящим мы наблюдаем вместе с пилотом команды Nissan Марком Шульжицким, которому через четыре часа предстоит сменить за рулем своего знаменитого напарника Романа Русинова. Марку 23 года, еще прошлым летом он, менеджер во владивостокском рыбном порту и геймер-любитель, и представить не мог, что через полгода будет мчаться по настоящей гоночной трассе на болиде 370Z Nismo GT4 в составе профессиональной команды Nissan GT Academy. Как все это случилось, мы выясняем в паддоке Nissan, расположенном почти напротив финишной линии.

«Известная фраза «Бытие определяет сознание» – про меня, – философствует Марк. – И хотя все происходящее сегодня похоже на сказку, какая-то логика во всем этом есть. Ведь меня угораздило родиться в автомобильной семье, где и дед, и отец занимались восстановлением старинных авто (речь идет о знаменитом Музее автомотостарины, основанном дедом Марка Николаем Шульжицким. – «Пятница»). Вместо детского сада я ходил в гараж к дедушке и завороженно смотрел, как они с отцом собирают машины практически из автохлама. Еще отец брал меня на любые автомобильные соревнования – он обожал гонки, и даже сам участвовал в любительских ралли. Когда мне исполнилось 8 лет, он сделал мне первый карт, сняв с японского 50-кубового мотоцикла движок. Ну я и стал потихоньку ездить, наматывать круги на картодроме. Сейчас понимаю: самое важное, что со мной произошло тогда, – я научился соревноваться, выигрывать и проигрывать, и мне это очень помогло, когда я стал участником проекта Nissan GT Academy».

/ Nissan-Racing
/ Nissan-Racing

Любому из нас доводилось резаться в компьютерные игры, в том числе гоняться на симуляторах автогонок, включая «Формулу-1». С совершенст­вованием компьютерных технологий, дизайна и графики виртуальная гонка становилась все более приближенной к реальности: педаль тормоза «бьет» по ноге благодаря ABS, а рулевое колесо откликается на малейшие движения пальцев: чуть перекрутил – с визгом и грохотом летишь в занос или отбойник. Пять лет назад стартовал проект GT Academy, организованный Nissan и PlayStation: здесь определяли лучших геймеров, которые затем из виртуального автоспорта должны были перейти в реальный. Даррен Кокс, директор Nissan Global Motorsports, по его словам, абсолютно уверен, что победители GT Academy-2012 подготовлены лучше большинства гонщиков, пришедших в автоспорт традиционным путем. Так было и в прошлые годы, когда «виртуальные» гонщики занимали призовые места в реальных гонках, в том числе и в «24 часа Дубая». Теперь вот настала очередь Марка Шульжицкого, выигравшего в прошлом году первую в России виртуальную гонку, в которой приняли участие более 30 тысяч претендентов.

«А было это так, – продолжает Марк, – в онлайне гоняешься на приставке Gran Turismo и понятия не имеешь, сколько человек вместе с тобой играют в сети – сотни или десятки тысяч. Надо «просто-напросто» пройти несколько уровней: тесты на мастерство управления, на умение проходить повороты на скорости и, наконец, промчаться по виртуальной трассе так, чтобы оказаться среди 24 самых быстрых гонщиков в России. Когда мне позвонили организаторы и сообщили, что я попал в эти две дюжины и мне надо в июле приехать в Москву на финал, отец был рядом. «Кто это?» – спросил он. Я объяснил. «Какой ты наивный, – отрезал он, – неужели тебе не ясно, что тебе звонят жулики, чтобы деньги у тебя выманить!» В Москве мы снова «гонялись»: в финале должны были остаться 14 человек, которые поедут на суперфинал в англий­ский Сильверстоун. Кроме езды на симуляторе, мы проходили тесты на физиче­ское состояние, покоряли слаломную трассу на «Жуках» – надо же было понять, кто из нас чистый геймер, а кто еще и ездить умеет».

/ Nissan-Racing
/ Nissan-Racing

В Англии уже не было никаких компьютерных игр: ежедневные тренировки и соревнования, тесты на физическую выносливость и стрессоустойчивость, включая упражнения из фитнес-подготовки британских парашютно-десантных частей особого назначения. Ну и, конечно, гоночные соревнования – за рулем картов, легких болидов и спортивных автомобилей.

«Морально это было очень тяжело, потому что в Сильверстоуне мы участ­вовали в своего рода реалити-шоу, и каждый день из проекта выбывали два претендента, так что ошибаться было нельзя. В финале мы остались вдвоем с москвичом Алексеем Панфиловым – и кому-то из нас было суждено проиграть. А соревновались мы по такой схеме: пять заездов (причем стартовали мы от противоположных трибун, как на велотреке), и первый, кто выиграет три заезда, становится победителем. Алексей, очень сильный соперник, вдруг занервничал. Еще в первом заезде я увидел краешком глаза столб дыма где-то «на той» стороне и понял, что Алексей перетормозил на вираже и ушел с оптимальной траектории. В общем, мне оставалось лишь доехать до финиша более-менее спокойно. Ну а потом удалось выиграть еще два заезда подряд, и все кончилось».

Марку повезло – его наставником после Сильверстоуна в команде Nissan накануне гонки в Дубае стал Роман Русинов, занимающий традиционно высокие места в знаменитых «24 часах Ле-Мана». Марк еще не член команды Nissan, сегодня он «работает» на гонке бесплатно, и многое в его судьбе будет зависеть от результата соревнований в Дубае. «Пока что я безработный, – улыбается Марк, – с работы в порту пришлось уйти со всеми этими гонками, с пребыванием в Англии три месяца – кто ж будет столько терпеть отсутствие работника! Ну а если команда будет удовлетворена тем, как я проехал свой отрезок, я смогу продолжить карьеру автогонщика – не знаю, в каком классе, но у нас есть специальный человек, за это отвечающий, – Даррен Кокс, ему и решать».

/ Nissan-Racing. Марку Шульжицкому (слева) повезло – его наставником и напарником по экипажу стал знаменитый гонщик Роман Русинов, некогда тест-пилот болидов «Формулы-1»
/ Nissan-Racing. Марку Шульжицкому (слева) повезло – его наставником и напарником по экипажу стал знаменитый гонщик Роман Русинов, некогда тест-пилот болидов «Формулы-1»

К нынешнему январю Марку стали известны все нюансы гонок на 24 часа – пилоту в первую очередь надо уметь контролировать себя и автомобиль, надо четко и стабильно ехать. И подавить желание показать себя самым быстрым гонщиком. «Если будешь пытаться «рвать», ехать резко и опасно, значит, придется раньше поменять шины. А это означает лишний пит-стоп на трассе и потерю места в зачете, ибо такой пит-стоп на наших гонках – около пяти минут. И чтобы ликвидировать отставание, надо на каждом круге ехать быстрее остальных на шесть секунд – нереально. Вся стратегия таких гонок – это не то, как быстро ты можешь ехать, а как умело ты можешь сберечь горючее, мотор, шины, коробку. И очень сложно отказаться от привычки «жать на всю катушку», как на спринте».

Команда Nissan в Дубае выступила удачно – второе место в классе, и это после непредвиденного получасового пит-стопа, вызванного оторвавшимся от впереди идущей машины колесом, разбомбившим капот и радиатор. Ну а Марк показал лучшее время в команде, хоть и не «жал на всю катушку». Мы летели в Москву одним самолетом – Шульжицкий торопился во Владивосток. Я спросил про Даррена Кокса: он что-нибудь обещал Марку относительно продолжения карьеры? «Нет, – ответил Марк. И добавил. – Правда, Даррен сказал, что мне нужно срочно продлить английскую визу!»