«Спящие» соглашения о промсборке могут аннулировать до конца года

В 2013 г. правительство собирается аннулировать «спящие» соглашения о производстве автомобилей и компонентов в режиме промсборки. Ранее это планировалось сделать до конца прошлого года
Чиновники торопят автопроизводителей: стройте заводы или отказывайтесь от льгот/ А. Махонин/ Ведомости

До конца 2013 г. Минэкономразвития предложит расторгнуть соглашения о промышленной сборке (дают льготы на ввоз комплектующих), к реализации которых инвесторы не приступали, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. Ранее власти обещали аннулировать их до конца 2012 г. В конце года «возникли вопросы по некоторым соглашениям, поэтому мы согласились на небольшую отсрочку», говорит замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Но конец 2013 г. в качестве предельного срока для аннулирования не фигурирует, это должно произойти гораздо раньше, заверил он.

Всего Минэкономразвития заключило 31 соглашение о производстве автомобилей в режиме промсборки и 70 – о выпуске узлов и агрегатов. «Спящих» соглашений в декабре было пять, пояснил представитель министерства, не раскрывая, с кем они подписаны.

Два из них уже реализуются. Калининградский «Автотор» в конце прошлого года создал СП с владельцем «спящего» соглашения Magna для создания автокластера стоимостью около 100 млрд руб. К 2018 г. планируется построить до шести автозаводов полного цикла различных автопроизводителей и не менее 15 СП по выпуску автокомпонентов. А дочерняя структура ЗиЛа – «МосавтоЗиЛ» – в конце года купила контрольный пакет саратовской компании «Химэкс», у которой тоже было «спящее» соглашение. Оно понадобилось для организации контрактного производства коммерческих автомобилей на мощностях столичного предприятия. Предварительное соглашение уже подписано с Hyundai, переговоры ведутся с Renault и рядом других компаний.

Оставшиеся три соглашения заключены с Fiat, Mitsubishi и украинским «Богданом», знает источник в одной из российских автомобильных компаний. Японская корпорация выпускает автомобили в Калуге на СП с Peugeot и Citroen. А украинская компания не построила в Нижегородской области автозавод мощностью до 240 000 автомобилей и автобусов в год и не наладила выпуск двигателей (инвестиции оценивались в $770 млн, проект был заморожен из-за кризиса 2008 г.), говорит собеседник. Непонятны и перспективы проекта итальянского автоконцерна. В феврале 2012 г. Fiat подписала со Сбербанком соглашение о намерениях, решив создать СП для производства автомобилей мощностью около 120 000 шт. в год (в том числе для выпуска Jeep). Инвестиции оценивались в 850 млн евро. Для выпуска легковых автомобилей предполагалось построить завод в Санкт-Петербурге, также рассматривалась возможность сотрудничества с ЗиЛом для производства коммерческих машин. В какой стадии проект сейчас, не ясно. Представитель Fiat-Chrysler в России от комментариев отказался.

Правда, возможность расторжения соглашений по инициативе одной стороны не установлена «ни приказом о промышленной сборке, ни самими соглашениями с инвесторами, пояснил сотрудник министерства. Ограничен лишь предельный срок действия соглашений – в различных случаях семью и восемью годами, добавляет он.

К лету 2018 г. Россия должна будет привести в соответствие с нормами ВТО механизмы режима промсборки, напоминает Рахманов. А за пять лет проект производства автомобилей не успеет стать рентабельным и не выйдет на уровень локализации, соответствующий стратегии развития российского автопрома, объясняет он. Поэтому нет никакого смысла ждать, пока срок действия соглашений о промсборке автомобилей закончится сам собой, резюмирует он. «Не исключаю, что и после истечения сроков действия соглашений о промсборке компании будут организовывать автопроизводство с нуля, например пользуясь снизившимися пошлинами на автокомпоненты, – говорит Рахманов. – Но все будет зависеть от разных экономических факторов, включая ситуацию на рынке».