Китайское телевидение недовольно качеством европейских автомобилей

После обвинений в неисправностях коробок передач у машин Volkswagen в эфир вышли репортажи о жалобах потребителей на качество автомобилей BMW, Audi и Daimler
АР

Volkswagen AG в среду был вынужден отозвать более 380 000 автомобилей в Китае после критического репортажа влиятельного государственного телеканала страны о проблемах с коробками передач нескольких популярных моделей. На этой неделе Центральное телевидение Китая (CCTV) выпустило в эфир репортажи, в которых говорилось, что в автомобилях иностранных премиум-марок - BMW, Audi и Daimler - для звукоизоляции салона и гашения вибраций применяются вредные для здоровья людей материалы. Репортажи государственной CCTV были основаны на результатах исследований Пекинского университета химических технологий, которые нашли в материалах следы битума. В материале CCTV упоминаются шесть моделей немецких брендов - Mercedes-Benz C- и E-классов, BMW 3 и 5 серий, Audi A6 и Q5. Один из владельцев Mercedes сказал телекомпании, что из-за резкого запаха в автомобиле у него кружится голова, режет глаза и болит горло.

Представитель Daimler, которая владеет маркой Mercedes-Benz, сообщил, что компания сразу инициировала проверку, но вообще на китайском предприятии используются только импортные демпфирующие материалы, которые соответствуют нормам по всему миру. BMW и Audi, которая принадлежит Volkswagen, сообщили, что начали внутренние проверки после обвинений телеканала. BMW сказала, что применяет единые стандарты для автомобильного производства во всем мире. В Audi провели лабораторные исследования и не обнаружили выделений, которые могли бы воздействовать на здоровье человека.

Телевизионные передачи были приурочены к ежегодному дню защиты прав потребителей, который стал главным событием в Китае и используется для демонстрации государственной политики в отношении образцовых иностранных брендов вроде Apple и McDonald's. CCTV также транслировало не только передачи о зарубежных брендах. Ранее телеканал поднимал проблему с автомобилями китайского производителя Jianghuai Automobile.

Привлечение внимания к качеству автомобилей происходит на фоне признаков разочарования китайских чиновников от доминирования на крупнейшем автомобильном рынке мира иностранных брендов, пользующихся высокой репутацией за качество, пишет The Wall Street Journal. В декабре правительство Китая вновь заговорило об ужесточении мер против роста коррупции среди чиновников. По официальной информации председатель КНР Си Цзиньпин велел государственным чиновникам использовать автомобили местных брендов, отметив, что "должностные лица в зарубежных странах, как правило, используют автомобили, изготовленные внутри страны, если в них существует собственное производство". В январе китайские отраслевые чиновники вновь начали призывать к консолидации многообразной автомобильной промышленности Китая для создания 3-5 крупных игроков рынка в целях развития местных брендов для китайских потребителей.

"Китайцы раздражены, что не могут конкурировать с иностранными автопроизводителями, - говорит исполнительный директор консалтинговой компании Pacific Rim Advisors Грег Андерсон, автор недавно вышедшей книги по автомобильной промышленности Китая. - Иностранцы должны быть идеальными, или китайские СМИ готовы к атаке", - считает он.

Партнер McKinsey Эксель Кригер считает пристальное внимание китайских чиновников к мировым автопроизводителям демонстрацией позиции официального Пекина. "Иностранные автопроизводители должны больше думать о том, как они смогут внести свой вклад в Китай, - сказал он. - Речь идет не только о приносящих прибыль компаниях, а о промышленной политике - об оказании помощи Китаю в создании собственной автомобильной промышленности".

Более 15,5 млн автомобилей было продано в Китае в прошлом году, что на 7% больше в сравнении с годом ранее. На иностранные бренды приходится 70% продаж, а Volkswagen и General Motors находятся среди самых популярных брендов. Правительство Китая поставило цель повышения к 2015 г. доли рынка отечественных брендов до 40%.

Только японские компании в последние месяцы снизили продажи из-за территориального спора между Пекином и Токио. Потенциальные покупатели опасались, что купленные ими японские автомобили могут быть испорчены или они сами подвергнутся преследованиям или нападениям. Многие китайские производители ощутили сильный рост продаж и прибыли во многом благодаря совместным предприятиям с иностранными компаниями. Крупнейший автопроизводитель страны SAIC Motor, имеющий производственные предприятия с GM и VW, отчитался о росте объемов продаж на 12,4% до 4,14 млн автомобилей за 11 месяцев прошлого года.

Китай является крупнейшим рынком для Volkswagen – один из пяти автомобилей, проданных в стране, изготовлен немецким концерном. В 2012 г. компания достигла в Китае уровня 2,2 млн проданных автомобилей (рост 24,8%) при общемировых продажах около 9,3 млн автомобилей. Операционная прибыль на двух китайских СП подскочила в прошлом году на 42%.

Volkswagen в этом месяце заявил, что планирует удвоить свои ежегодные производственные мощности в Китае, доведя производство в течение ближайших пяти лет до 4 млн единиц. В производство и технологическое развитие двух китайских СП будет до 2015 г. инвестировано около $13 млрд. Устойчивые продажи в Китае и на других развивающихся рынках в значительной степени помогли немецкому концерну избежать проблем от сокращения автомобильного рынка Европы.

Volkswagen в среду заявил, что в апреле отзовет 384 181 автомобиль с 7-ступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением (DSG). Официальный представитель Кристоф Людвиг заявил, что у попавших под сервисную кампанию автомобилей будут внесены изменения в электронный блок управления трансмиссией. Директор шанхайской LMC Automotive Consulting Джон Цзэн оценивает такие работы от 3000 до 10 000 юаней, или от $480 до $1600 на каждый автомобиль. Сервисная кампания может обойтись немецкому производителю $618 млн.

В местном сервисе микроблогов, который служит национальным форумом в стране с жесткими ограничениями для средств массовой информации, многие выразили скептицизм по поводу исследований и репортажей. "Потребители Mercedes и BMW - богатые люди", - пишет один из пользователей. "Может, CCTV лучше обратить внимание на уязвимые группы населения в Китае вроде крестьян и разоблачить компании, обрекающие тысячи селян на заболевание раком?" Другой блогер написал: «Я больше озабочен дешевыми автомобилями, которые покупают китайские граждане. Что за материалы они используют в этих машинах? Надеюсь, CCTV не будет избегать таких тем?»