В правительстве думают о снижении утилизационного сбора на автомобили

А.Махонин/ Ведомости

Утилизационный сбор на автомобили могут снизить, сообщили информагентства со ссылкой на источник в российском правительстве. «Есть некие планы снижения конкретных ставок где-то летом этого года», - приводят слова источника агентства "Интерфакс" и "Прайм".

Утилизационный сбор введен в России с 1 сентября 2012 г., его базовая ставка для легковых автомобилей - 20 000 руб, для грузовиков и автобусов - 150 000 руб.; есть также понижающие и повышающие коэффициенты, которые зависят от возраста и технических параметров техники. Ежемесячные поступления - 3,5-4 млрд руб. Сбор платят импортеры, а российские производители при выполнении определенных условий (среди них - сеть пунктов приема автомобилей, выпущенных после 1 сентября 2012 г. и утративших потребительские свойства; договоренности с утилизаторами) могут взять на себя обязательства по утилизации и не выплачивать сбор.

Сегодня и завтра в Москве пройдут переговоры между правительством России и Еврокомиссией, на которых помимо прочего могут обсуждаться вопросы, связанные с выравниванием условий для импортеров автомобилей и производителей. Сделать это российские власти пообещали на саммите с ЕС, который состоялся в конце 2012 г. В начале 2013 г. министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что в стране будет ликвидирован механизм гарантий по утилизации, а производители будут платить утилизационный сбор наравне с импортерами.

В Минэкономразвития не стали комментировать возможность изменения размеров утилизационного сбора. Получить комментарии Минпромторга пока не удалось.

Источники «Ведомостей» в российских автоконцернах сказали, что не знают о том, что власти рассматривают возможность снижения базовых ставок и/или коэффициентов утилизационного сбора. Во время саммита Россия-ЕС было зафиксировано, что утилизационный сбор в стране сохранится, знает один из источников. При этом изменение размеров базовых ставок сбора и его коэффициентов - прерогатива российской стороны; увеличивать их или снижать Россия может без согласования с ВТО, подчеркивает он. В конце 2012 г. представители ЕС предлагали снизить размер сбора, но тогда российской стороной было заявлено, что делать это планируется, знает собеседник. Видимо, Еврокомиссия поднимет вопрос снижения ставок сбора и во время переговоров 21-22 марта, замечает он.

Россия может пойти на снижение утилизационного сбора, если это будет увязано с другими политическими и экономическими вопросами, например, связанными с ситуацией на Кипре, думает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Снижение может быть дифференцированным, в зависимости от вида транспортного средства, добавляет он. Утилизационный сбор сильнее всего отразился на ценах импортируемых автобусов, а на грузовиках и легковых автомобилях - в меньшей степени, говорит источник в одной из российских автомобильных компаний.