«АвтоВАЗ» не признает себя монополистом


«АвтоВАЗ» обратился в Арбитражный суд Москвы с просьбой исключить его из реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке превышает 35%, и отменить изданный в феврале 2013 г. приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следует из материалов суда. Предварительное заседание намечено на 27 июня.

В этот реестр «АвтоВАЗ» был включен еще в 1996 г. В 2010 г. он обратился в ФАС с просьбой пересмотреть его долю на рынке и исключить из реестра, рассказывает начальник управления ФАС Максим Овчинников. ФАС провела повторное исследование и в итоге решила исключить «АвтоВАЗ» из раздела легковых автомобилей класса премиум, но оставить в сегменте легковых автомобилей экономического класса, где он сохранил долю выше 35%, объясняет чиновник. Речь идет о машинах ценой до 600 000 руб., уточняет он. По оценке ФАС, в 2010 г. доля Lada в этом сегменте составила 47%. «АвтоВАЗ» считает, что его доля «значительно ниже 35%», отметил представитель завода, но детали не раскрыл.

«АвтоВАЗ» выпускает автомобили в ценовом диапазоне от 279 000 руб. (минимальная рекомендуемая розничная цена Lada Granta) до 482 100 руб. (Lada Priora Coupe), по данным сайта компании. В 2012 г. в России было продано 537 625 автомобилей Lada, общие продажи легковых автомобилей составили 2,75 млн шт., по данным АЕБ. Единого подхода к оценке долей рынка нет, поэтому дать прогноз, как завершится спор «АвтоВАЗа» с ФАС, невозможно, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. С ним соглашается ведущий юрист Sameta Бэла Дзгоева: «АвтоВАЗу» нужно попробовать оспорить не размер своей доли, а использовавшуюся ФАС методику. Для «АвтоВАЗа» принципиален именно размер доли, чтобы завод не воспринимался как монополист, сказал на это директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков.

Присутствие в реестре обязывает компанию согласовывать с ФАС готовящиеся сделки по слиянию-поглощению, отмечает Овчинников.

В 2012 г. ФАС одобрила создание СП между «Ростехом» и альянсом Renault-Nissan для получения 74,5% капитала «АвтоВАЗа», предписав трем компаниям – Renault, Nissan и «АвтоВАЗу» (а также структурам, входящим с ними в одну группу) – информировать службу об объемах продаж, выручке и ценах на выпускаемые в России автомобили. Основанием для этого была оценка совокупной доли автомобилей Lada, Renault и Nissan на российском рынке – более 35%. Это предписание не связано с февральским приказом о включении «АвтоВАЗа» в реестр и если приказ будет отменен по решению суда, то это не приведет к пересмотру предписания, подчеркивает Овчинников.