Карлос Таварес: PSA Peugeot Citroen остается в России и станет прибыльной

Бывший топ-менеджер Renault и Nissan, вступающий 31 марта в должность президента PSA Peugeot Citroen, рассказал о том, как будет развиваться компания под его руководством
А.Губский/ Ведомости

Карлос Таварес, бывший топ-менеджер Renault и Nissan, вступающий 31 марта в должность президента PSA Peugeot Citroen, рассказал о том, как будет развиваться компания под его руководством.

По словам Тавареса, в среднесрочной перспективе PSA Peugeot Citroen необходимо решить следующие задачи: стать прибыльной в России и Латинской Америке, сохранить прибыльный рост в Китае, грамотно использовать ресурсы и продолжать сокращать издержки.

"Нет сомнения, что у компании PSA Peugeot Citroen отличный потенциал, - говорит он. - С первого дня я убедился, что люди в этой компании умеют делать отличные машины. Может, не самым эффективным способом, но тем не менее умение делать отличные машины для автомобильной компании - это главная характеристика. И в этот понедельник это мое убеждение нашло независимое подтверждение: жюри конкурса Car of the Year признало Peugeot 308 "Автомобилем года". Но констатацией того, что мы хорошо делаем свою работу, станет только возвращение компании к прибыльности. Естественно, нам надо повышать эффективность производства, надо работать с поставщиками и направлять инвестиции туда, где они принесут наибольшую отдачу".

По словам Тавареса, средняя загрузка заводов PSA Peugeot Citroen - около 80% и она растет, так как рынок в Европе начинает восстанавливаться. Январь и февраль для PSA в Европе оказались очень удачными по сравнению с тем, что было год назад: группа увеличила свою рыночную долю до 13%. "По нашим планам, компания должна вернуться к прибыльности самое позднее в 2016 г.", - добавил он.

PSA Peugeot Citroen больше других европейских автопроизводителей массового сектора пострадала от падения спроса в Европе. В 2012 г. компания получила рекордные 5 млрд евро убытков, списав активов примерно на 3 млрд евро. В 2013 г. она сократила убыток до 2,32 млрд евро, снизив выручку на 2,4% до 54,09 млрд евро. По данным комитета автопроизводителей АЕБ, продажи концерна в мире в 2012 г. составили 2,96 млн автомобилей, в России - 77 278 автомобилей, в 2013 г. в мире продажи снизились на 4,9% до 2,82 млн автомобилей, в России - на 18,7% до 62 823 автомобилей.

Компания с тремя брендами

"Мы - автомобильная компания с тремя брендами: Peugeot, Citroen и премиум-бренд DS, которые дополняют друг друга, а не конкурируют между собой", - провозгласил Таварес.

По его словам, Peugeot - это сочетание немецкой точности и латинской эмоциональности и элегантности. Премиум-бренд DS - это люкс и "французский гламур": "Сложно почувствовать, что это такое, живя во Франции, но за пределами Франции, в частности, в Азии, люди отлично это чувствуют". Citroen - это бренд, главные характеристики которого - комфорт и практичные технологии. Плюс Citroen абсолютно свободен в создании концептуальных и необычных машин.

"Необходимо правильно определять рыночные тренды, на разработку нового продукта требуется 3-5 лет - надо уметь заглянуть в будущее, - продолжает Таварес. - Потому что если ты начнешь реагировать, когда тренд уже стал очевиден, это значит, что ты опоздал на пять лет".

В Китае DS уже представлен как отдельный бренд - без ситроеновских шевронов, с отдельными шоу-румами. И только этой страной дело не ограничится, обещает Таварес. Для людей вне PSA очевидно, что запуск линейки DS - проект очень успешный, но, по словам Тавареса, для него стало неожиданностью, что сотрудники PSA не осознавали, насколько успешный проект они реализовали и что необходимо активизировать усилия в этом направлении.

"Мы понимаем, что построение премиум-бренда - это долгая история, Audi понадобилось на это 30 лет, но мы готовы работать на будущее, для нового поколения лидеров компании", - говорит он.

По словам Тавареса, в линейке DS будет не более 10 моделей. "Думаю, придет тот день, когда [дилеры] будут приходить ко мне со словами: "Теперь у вас большой модельный ряд, я хочу открыть отдельный шоу-рум DS".

Пример для России

"На китайском рынке, крупнейшем в мире, мы растем очень уверенно и с прибылью, - отмечает Таварес. - У нас очень хорошее партнерство с Donfeng, в 2013 г. мы продали в Китае более 0,5 млн автомобилей и планируем увеличить продажи до 1,5 млн к 2020 г. (под брендами Peugeot, Citroen и Donfeng)".

"В России и Латинской Америке мы генерируем убытки, - продолжает он. - Эту ситуацию необходимо изменить. Поэтому три недели назад я приезжал в Россию, а на прошлой неделе был в Бразилии. Но эта проблема является на самом деле благоприятной возможностью, так как если мы превратим убытки в прибыли, выиграет вся компания. Мы хотим быть глобальной компанией. Мы остаемся в России и остаемся в Латинской Америке. Мы уважаем эти страны и покупателей в них. Если мы теряем деньги в России и Латинской Америке, это только наша проблема и нам необходимо ее решить".

Без внутренних противоречий

В результате увеличения капитала PSA Peugeot Citroen на 3 млрд евро у компании теперь три крупных акционера - семья Пежо, французское правительство и китайская автомобильная компания Donfeng (c которой у PSA крупное СП в Китае), каждому принадлежит по 14%. У всех этих акционеров одинаковый интерес - вернуть компанию к прибыльности как минимум в среднесрочной перспективе, это очень здоровая конструкция, уверен Таварес. А вхождение в совет директоров и наблюдательный совет компании новых людей, с другим жизненным и профессиональным опытом, сделает решения советов более качественными.

Но само по себе увеличение капитала проблем компании не решает, говорит Таварес: необходимо продолжать реструктуризацию, вкладывать в новые разработки и в те области, где возможно получать прибыль.

В прежние годы между брендами Peugeot и Citroen существовало внутреннее соперничество, для сотрудников Citroen главным конкурентом был Peugeot, а не бренды других компаний. Уходящий президент PSA Peugeot Citroen Филипп Варен, а до него Кристиан Стрефф приложили немало усилий, чтобы создать единую сплоченную команду. По словам Тавареса, за два месяца, что он находится в PSA, он не почувствовал никакого антагонизма между командами Peugeot и Citroen.

"Главное для меня - не критиковать людей, а вдохновлять их, чтобы они верно анализировали ситуацию, делали из этого правильные выводы и осознавали, где и какие требуются улучшения", - сказал Таварес.

"Я не хочу переманивать людей из Renault и Nissan - это будет агрессивное поведение, и не в интересах моей компании развязывать такую войну с моими конкурентами - мы должны уважать друг друга. Но если кто-то уйдет из этих компаний, а потом решит присоединиться к нам и мы сочтем эту кандидатуру подходящей - то почему нет? Но это единственный вариант, который я для себя допускаю".