Производители коммерческой автотехники оказались на пороге кризиса

Российский рынок легких коммерческих автомобилей в этом году может сократиться почти до уровня кризисного 2009 года
A.Белоусов

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в первом полугодии 2014 г., по предварительной оценке, упали на 16% до 57 300 шт., а по итогам года могут сократиться на 31% до 111 900 шт., т. е. почти до уровня кризисного 2009 года (см. график). Это следует из вчерашнего доклада вице-президента группы ГАЗ Елены Матвеевой на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности, посвященном ситуации в автопроме. Продажи ГАЗа за шесть месяцев снизились примерно на 20% до 25 000 шт. В случае серьезного ухудшения ситуации на рынке группа будет вынуждена пойти на сокращение персонала, говорит Матвеева: численность работников ГАЗа может снизиться на 5000 человек, ПАЗа - на 3000. Ранее на такие меры уже пошли «АвтоВАЗ» и завод Ford Sollers во Всеволожске.

Основные причины падения рынка - нестабильность экономической ситуации, изменение структуры бизнеса и сферы перевозок (укрупнение, переход в другие классы автомобилей), ухудшение условий покупки (рост стоимости заемных средств, ужесточение требований к заемщикам), сокращение госзакупок, перечислила Матвеева. Люди начинают на всем экономить и это прежде всего сказывается на рынке коммерческих автомобилей, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он допускает, что по итогам 2014 г. рынок в разных сегментах сократится на 20-30%, сильнее всего упадут продажи тяжелых автомобилей.

Отрасли нужна господдержка, считают автопроизводители. Стимулировать нужно прежде всего обновление автомобильного парка, подчеркивает Матвеева: более 70% LCV, зарегистрированных в России, старше семи лет, а средний возраст всего парка коммерческих автомобилей превышает 15 лет. Среди обсуждаемых инструментов поддержки - замена транспортного налога экологическим, ограничение срока эксплуатации коммерческих автомобилей. Отрасли также поможет запрет на закупку для госнужд импортируемых машин, считает Матвеева. Такой проект, разработанный Минпромторгом, был внесен в правительство еще весной, но пока еще не утвержден.

В России, где снижение автомобильного рынка наблюдается второй год подряд, хуже всего себя чувствует сектор коммерческих машин (LCV, грузовиков, автобусов), поэтому меры господдержки будут направлены в первую очередь на него, говорит директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. В частности, около 3,7 млрд руб. будет выделено в 2014 г. на субсидирование закупки техники на газомоторном топливе.

Производители легковых автомобилей считают, что тоже нуждаются в господдержке. Они настаивают прежде всего на возобновлении госпрограмм льготного автокредитования и утилизации. Но Минпромторг из-за дефицита бюджетных средств не спешит идти навстречу.