«АвтоВАЗ» досрочно выполнил план сокращения рабочих до нормативного уровня

«АвтоВАЗ» досрочно выполнил план сокращения рабочих до нормативного уровня. Помогли компенсации: увольнявшиеся могли получить до пяти средних зарплат
Андрей Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ», снижающий численность сотрудников ввиду падения российского автомобильного рынка, довел общее количество рабочих до нормативного уровня, рассказал «Ведомостям» председатель профсоюза предприятия Сергей Зайцев. Сейчас корректируется численность отдельных подразделений завода, сообщил он, в том числе с помощью перевода сотрудников между участками.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил, но прежде компания сообщала, что нормативная численность рабочих - 42 350 человек, на 16% меньше, чем было в 2013 г., и что достичь этого показателя «АвтоВАЗ» рассчитывает к концу года.

Досрочное выполнение плана во многом связано с компенсационной программой для рабочих, увольняющихся по соглашению сторон, поясняет Зайцев. Те, кто решил уйти по этой программе с 20 июня до конца июля, получили пять средних зарплат, в августе - четыре. Программа должна была действовать и в сентябре - с выплатой трех средних зарплат, но теперь свернута, «АвтоВАЗ» достиг нормативного уровня численности рабочих, сообщил он. Всего с начала года высвобождено около 10 500 сотрудников «АвтоВАЗа» всех категорий, в основном по компенсационной программе, продолжает Зайцев. Через процедуру сокращения завод покинуло около 660 человек, включая тех, кто досрочно ушел на пенсию, знает он.

К концу года «АвтоВАЗ» планирует довести общую численность сотрудников до 53 000 человек, это на 19,6% меньше, чем было в декабре 2013 г., сообщалось ранее. Помимо рабочих снижается штат руководителей, специалистов и служащих: предполагается, что до конца года на заводе их будет примерно 10 700 человек (минус 30%). Численность руководителей, специалистов и служащих пока еще не достигла нормативного показателя, говорит Зайцев, и для сотрудников этой категории продолжает действовать компенсационная программа. По ее условиям ушедшим по соглашению сторон с 15 июля по 14 сентября будет выплачено пять средних зарплат, с 15 сентября по 14 октября - четыре, с 15 октября по 30 ноября - три, утверждает он. Компенсационные программы нужны, чтобы добиться нужной численности, избежав социальных волнений, объяснял человек, близкий к «АвтоВАЗу».

«АвтоВАЗ» объявил, что планирует сокращения штата, в начале 2014 г.; тогда еще не было понятно, как поведет себя автомобильный рынок в течение года, вспоминает директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Был риск, что увольнения окажутся излишней мерой, но прогноз топ-менеджмента оправдался, констатирует он: падение рынка только усиливается. К примеру, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в июне в стране было продано 199 398 легковых и легких коммерческих автомобилей (на 17,3% меньше, чем в июне 2013 г.), в июле - 180 767 шт. (минус 22,9%). Продажи Lada в эти месяцы снизились на 19 и 25% соответственно.

Но общее производство на «АвтоВАЗе» растет - благодаря заказам альянса Renault-Nissan. В первом полугодии 2014 г. общий выпуск увеличился на 4% до 218 196 автомобилей, а по итогам года может вырасти на 13% до 518 000 шт. исходя из данных «АвтоВАЗа», «АСМ-холдинга» и расчетов «Ведомостей». В 2015 г. для альянса будет выпущено 300 000 автомобилей - вдвое больше, чем в этом году, говорил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. Если выпуск Lada сохранится, а количество сотрудников не изменится, то на одного человека будет приходиться 12-13 машин. Этот показатель значительно меньше, чем, например, на московском заводе Renault (см. врез). Но у «АвтоВАЗа» помимо конвейера с советских времен много дополнительных производств: штамповка, выпуск двигателей и проч., замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.