«АвтоВАЗ» хочет вдвое увеличить долю Lada на рынке Москвы

«АвтоВАЗ» хочет удвоить долю на московском рынке - до 6,5%. Без новых моделей этого не добиться, считают эксперты
Денис Абрамов/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

"АвтоВАЗ» хочет вдвое увеличить долю Lada на рынке Москвы, рассказал «Ведомостям» представитель компании, не уточнив, за какой срок. О таких амбициях завода знает коммерческий директор «АвтоГермеса» (Москва, крупнейший дилер «АвтоВАЗа») Александр Чулков.

Столичный рынок - крупнейший в стране (далее идут Московская область и Санкт-Петербург), но для «АвтоВАЗа» - лишь пятый. По данным «Автостата», в 2013 г. здесь было продано 358 690 новых легковых автомобилей, в январе - июле - 198 700 шт. Доля Lada за эти 1,5 года подросла с 3,2 до 3,3%, но это почти вдвое меньше, чем было, например, в 2009-2010 г. (см. график). Общие продажи Lada в России за семь месяцев упали на 19%, а в Москве - всего на 0,8%.

Увеличить долю Lada планируется «за счет предложения автомобилей, которые бы отвечали потребностям потребителей, и совершенствования работы дилерской сети», говорит представитель «АвтоВАЗа», не уточняя детали.

Сейчас у «АвтоВАЗа» в Москве 10 дилеров, говорится на его сайте. Увеличивать их количество не планируется, знает человек, близкий к компании. Она хочет стимулировать строительство в Москве монобрендовых дилерских центров Lada, предлагая дополнительную скидку - примерно 3% - на покупку автомобилей у завода и другие преференции, что поможет увеличить доходность и быстрее вернуть инвестиции, рассказывает Чулков. Сейчас Lada, как правило, продаются в городе вместе с другими брендами, напоминает главный редактор «Автобизнесревю» Сергей Баранов.

Дилеры строить монобрендовые центры Lada не спешат. «Мы рассматриваем такую возможность, но решений пока не приняли», - говорит Чулков. По его словам, строительство центра обходится примерно в 200 млн руб. Если он монобрендовый, то обычно окупается около семи лет, но в случае с Lada велик риск того, что такой центр не сможет стать рентабельным «по крайне мере при текущей продуктовой линейке Lada», объясняет он.

Московский рынок - самый крупный в России, но и самый конкурентный; местные потребители богаче, но при этом требовательнее, продолжает Чулков. Баранов считает, что «АвтоВАЗу» нужно привлекать в Москве больше крупных партнеров уровня «АвтоГермеса». Но пока ему сложно их заинтересовать, констатирует он: пример ухода из числа дилеров «Автомира» в 2013 г. в очередной раз показал, что быть дилером иномарок выгоднее - дилерская маржа по продажам Lada сопоставима с иномарками, а вот по сервису доходность меньше.

В этом году ситуация изменилась, говорит Чулков: стоимость нормочаса по сервису Lada сравнялась с этим показателем для бюджетных иномарок. Проблема в другом, отмечает он: средняя стоимость Lada ниже, в итоге доход от их продажи (при сопоставимом количестве проданных машин) примерно вдвое меньше. Ситуация может улучшиться за счет вывода новых, более дорогих моделей (с соответствующим качеством машин, подчеркивает дилер) или роста продаж, полагает Чулков.

В этом году продажам Lada поможет возобновление госпрограммы утилизации автомобилей, в дальнейшем существенного изменения доли Lada на московском рынке можно ожидать только с появлением седана Lada Vesta, считают Чулков, Баранов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Автомобиль, представленный на Московском автосалоне - 2014, будет иметь новую вазовскую платформу B/C, начало серийного производства запланировано на осень 2015 г. Выпускать новинку будет Ижевский автозавод. В дальнейшем к седану могут добавиться хетчбэк Vesta и, возможно, универсал, говорят два человека, близких к группе «АвтоВАЗ». А в 2016 г. в Тольятти начнется серийное производство высокого хетчбэка Lada Xray и кроссовера Lada Xray Cross на платформе B0 альянса Renault-Nissan (концепт высокого хетчбэка представлен на автосалоне).

Если новинки будут иметь адекватную цену, то спрос обеспечен, уверен Чулков, предпосылки есть: в Москве наиболее популярны как раз небольшие седаны и кроссоверы. Отвоевывать долю в Москве Lada будет прежде всего у бюджетных корейских и французских марок, полагает Чулков. Представитель «АвтоВАЗа» помимо Hyundai, Kia и Renault считает основными конкурентами Lada машины группы Volkswagen, Ford, Nissan, GM. В стратегии альянса Renault-Nissan в России предусмотрено разведение автомобилей по разным ценовым категориям и клиентским группам, поэтому прямых столкновений между брендами не будет, уверяет представитель альянса. Источник, близкий к одному из акционеров «АвтоВАЗа», подчеркивает, что автозаводу невыгодно бороться с партнерами по альянсу: он выпускает для них же автомобили и не заинтересован в снижении заказов.