Продажи легковых автомобилей и LCV в России в августе упали на 26% - АЕБ

Последней надеждой притормозить падение стала программа утилизации автомобилей
М.Стулов/ Ведомости

Среди брендов, чьи продажи в месяц превышают 1000 автомобилей, в августе положительную динамику показали лишь УАЗ (включая коммерческие авто, +1%), Great Wall (+5%), Lexus (+13%). Mazda и Volvo сохранили результаты прошлого года. Mercedes, обычно не подверженный колебаниям рынка, вырос на «скромные» 3%. Больше чем на 50% продажи упали у Chevrolet, Ford, Daewoo, Suzuki, Peugeot, Citroёn и Geely.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в августе снизились на 25,8% до 172 015 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За восемь месяцев рынок сократился на 12,1% до 1,58 млн.

«Август стал еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей, хотя это вряд ли кого-то удивило в индустрии», - приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. По его словам, недавно объявленная госпрограмма по утилизации и «трейд-ину» автомобилей вселила надежду, что падение можно остановить. Произойдет это или нет, будет зависеть от того, как быстро программа заработает, уточняет АЕБ.

Программа утилизации автомобилей действует с 1 сентября и продлится до конца 2014 г. Она распространяется на легковые автомобили, LCV, грузовики и автобусы. Скидку на покупку новой техники смогут получить как граждане, так и компании. Старые автомобили можно сдать не только в утиль, но и в "трейд-ин" (возраст - не менее шести лет). Скидки владельцам легковых автомобилей составят 50 000 руб. при утилизации и 40 000 руб. при "трейд-ине", грузовиков и автобусов - 350 000 и 300 000 руб., сообщил Минпромторг. Всего на реализацию программы в 2014 г. будет потрачено около 10 млрд руб. Она должна сдержать падение рынка, рассчитывает Минпромторг: по программе до конца года может быть продано до 170 000 автомобилей разных классов.

Программа действительно может помочь, говорит гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. По его мнению, успехом уже станет снижение продаж на 15-20% по итогам года. Программа утилизации краткосрочна и серьезного влияния на тренд не окажет, уверен директор дилерского центра "Мерседес-Бенц" компании "Авилон автомобильная группа" Алексей Голубятников: в августе падение на 40 и более процентов показали именно массовые марки. На фоне нестабильной экономической и политической ситуации в стране спрос на дорогостоящие товары снижается, в том числе и на автотранспорт, подтвержает тененцию вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

Клиенты неохотно посещают автосалоны, говорит Дацкив. Стоки же дилеров переполнены: весной и в начале лета еще никто не ожидал столь мощного падения продаж и многие дилеры заказали слишком большие партии машин, рассказывает Моженков. Возможно, им придется устраивать большую распродажу, в том числе в ущерб собственному бизнесу, продолжает он.

Представители автобизнеса не питали надежд относительно продаж по итогам года. Самый оптимистичный прогноз - падение на 10% - на Московском международном автосалоне давал гендиректор Renault в России Брюно Анселен. «На рынок влияет нестабильная экономическая ситуация и отсутствие покупательской уверенности», - объяснял свои минус 15% директор Citroёn в России Жан-Луи Шамла. Гендиректор «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович считал, что рынок может упасть и на 20%.

Снижение было ожидаемым, но его темп превысил все прогнозы: в начале года комитет автопроизводителей АЕБ надеялся, что падение не превысит 5% от 2013 г. Но уже по итогам первого полугодия наиболее вероятным АЕБ называла снижение рынка на 12%.

Рынок ожидал снижения, но его темп превысил все прогнозы. В начале года АЕБ надеялась на падение не выше 5% от 2013 г., по итогам первого полугодия - на 12%. Если госпрограмма не окажет влияния, то падение в 2014 г. может превысить 20%, указывает Дацкив.