Smart Fortwo и Forfour: Tрусливый умник

Много приятных эмоций и всего один сюрприз получили мы от маленького Smart во время тест-драйва в окрестностях Барселоны
Daimler

Паспортные данные

Крошечный Smart - известное и хорошо зарекомендовавшее себя индивидуальное средство борьбы с пробками. Конечно, на нем не удастся проскочить между рядами, как на мотоцикле, зато он всепогодный и всесезонный. Его габариты позволяют обмануть систему и припарковаться в таком месте, где припарковаться как бы нельзя, и это избавляет от езды кругами по забитым улицам в поисках места. Да, и Smart можно поставить в парковочное место поперек и можно устроить параллельную парковку в такую дырку, что, право, даже и неприлично об этом говорить. Но смысл? В Барселоне, где мы тестировали маленький двухместный Smart, парковка для нерезидентов стоит 2,5 евро за час (с учетом нынешнего курса хочется пригнуться). А мест все равно нет (поэтому, кстати, Smart разработал специальное приложение для парковок, в которые воткнется только Smart).

Новая инкарнация Smart, в которой снова появилась четырехместная версия, еще и новый этап борьбы с фобиями, которые испытывают многие от миниатюрных средств передвижения. Для этого в новых Smart в изобилии есть системы активной безопасности. Кроме привычных ABS, ESP и прочих АБВГДЙЦУКЕНГ, которыми уже никого не удивишь, здесь есть радары спереди и по бокам, которые заставят специальный зуммер запищать, если дистанция до препятствия станет слишком маленькой. И самое милое - видеокамеры, которые смотрят вдоль колес. Если Smart пересекает разметку несанкционированно (т. е. когда водитель не включает поворотник), система начинает истошно верещать. Это будет полезно и лихачам, которые любят неожиданные маневры, и зевакам, вроде меня, которые запросто могут засмотреться на появившуюся на горизонте гору и поехать куда-нибудь не туда.

Маленькое - не обязательно детское. Потому наверно самым интересным экспонатом в штабе нашего тест-драйва, находившемся в Музее дизайна в Барселоне, была демонстрация последствий лобового столкновения Smart с Mercedes S-класса. Обе машины под списание, но клетка «Смарта» выдержала удар при 50%-ном перекрытии и при скорости каждого из автомобилей 50 км/ч. Все подушки открылись, машину не отбросило на встречную полосу несмотря на разницу в массе, двери не заклинило, и манекены не получили ни одной царапины. Ни один одноклассник Smart пока таким похвастаться не смог.

Еще одна достопримечательность нового Smart - это навигационная система на большом красивом экране, похожем на смартфон-переросток. Но она, скажем так, обычная. То есть за время тест-драйва она не позволила нам заблудиться в незнакомой местности, но однажды все-таки вывела в какую-то пешеходную зону с парком и лавочками. В некоторых комплектациях у Smart вместо этого экрана будет универсальный крэдл для любых смартфонов. Возможно, это лучший вариант с учетом глобальных онлайн-сервисов с пробками и других прелестей цифровой эпохи, за которыми автопроизводители, как правило, не успевают.

Да, а еще хочется прыгать и петь от смартовского радиуса поворота. Я вальсировал десять минут на площадке перед музеем к радости случайных прохожих и маршалов тест-драйва. Потом ходил, пошатываясь и улыбаясь, как дурак.

У нас были Smart Fortwo двух комплектаций - сравнительно мощный (90 л. с.) с турбированным мотором и ручной коробкой передач (в небогатой Южной Европе все еще очень много машин с ручной коробкой) и с атмосферным, тоже 3-цилиндровым моторчиком 71 л. с. с «роботом». Последний вариант - довольно задумчивый, но нежнейший и плавнейший - идеально годится для того, чтобы возить пожилую маму к доктору и на концерт классической музыки. Турбомотор же всегда дает значительный толчок - мы так и не поняли, как его избежать. Зато есть помощь при остановке на уклоне: когда Smart стоит в горку на светофоре, можно тронуться без ручника, он сам будет проделывать эту непростую операцию, отпуская тормоза по мере подачи газа. Такой можно подарить красивой студентке и не бояться, что она въедет кому нибудь кормой в передний бампер.

Физически, кстати, Smart очень сильно изменился. Он стал в меньшей степени уникальным дизайнерским объектом и в большей степени милым домашним пупсом: длина осталась прежней (2690 мм для Fortwo), ширина чуть увеличилась, формы стали более пузатыми, почти похожими на Fiat 500. Внутри - два кресла с «миллионом» настроек, аудиосистема с несчетным количеством колонок и панель с белым углублением под экраном навигатора, которое наводит на какие-то малоприличные сантехнические мысли. Тахометр в левом углу передней панели сначала вовсе незаметен, а потом оказывается и нечитаем, напоминая приспособления, которые привешивали себе в конце 90-х водители спортивных «восьмерок».

/ Daimler

Коллеги утверждают, что Smart можно разогнать до 150 км/ч и даже быстрее, но я, поскольку не знал, кто будет платить штраф, ограничивался доступными на магистралях 120 км/ч. На идеальных дорогах ощущения были просто чудесными. Но когда появлялся намек на колею или продольную выщерблену (а вокруг Барселоны случается и то и другое), тут же вспоминал о размерах машины.

На следующий день мы тестировали Smart побольше, размером как раз почти ровно с Daewoo Matiz (3490 мм в длину). Это типа семейный вариант, очень тщательно продуманный. Там, например, складываются задние сиденья - по одному. А одно из них переворачивается, чтобы можно было посадить собачку. Ну, такую вышколенную немецкую собачку, которая всю дорогу будет чинно сидеть на квадратике размером 40 на 40 см, не переползет на другую часть сиденья, не попробует залезть на других пассажиров, не загадит шерстью все пространство автомобиля. А еще спинки задних сидений можно чуть-чуть сдвинуть вперед, чтобы в багажнике было удобнее чемодану.

Аннетт Винклер, руководитель марки Smart и человек, фактически придумавший эту машину, воодушевленно танцевала вокруг Forfour и демонстрировала, как это легко, как это приятно - одной рукой, одним пальцем «раз, раз, сложить, разложить, запихнуть, все продумано». Как будто в Smart первые придумали в принципе, что заднее сиденье может складываться! Хотя, пожалуй, они правы: видимо, они первые придумали, как это может происходить без проклятий и не в унизительной позе. Во всяком случае, демонстрация была дико симпатичной: дама, держа в руках зонтик, мобилу и чемодан, элегантно дергала за рычажки и ремешки одним пальцем, не переставая улыбаться и жестикулировать. Просто женское воплощение многорукого Шивы в деловом костюме.

Дальше мы катались на этих «Смартах»-переростках по фантастической красоты горному маршруту. Можно было за час по автостраде, но мы ехали два с половиной и по горным дорогам. Наши коллеги, которые водят машину лучше нас, рассказывали, что вообще «писать» на Smart повороты - одно удовольствие, подвеска - взрослая, а вот мотор слабоват, и надо ждать мощных спортивных версий. Мы же ехали, соблюдая ограничения скорости, крутили головой по сторонам - то замок, то маяк, то вид на море, то красивая гора, то виноградник с кавой - и почти в каждом слепом повороте обнаруживали мускулистого велосипедиста. Очень красивая страна, абсолютно нормальная машина, даже хихиканья ни у кого не вызывает.

Единственный сюрприз с этой машиной ждал нас в конце поездки. Производители обещают расход от 4 л на сотню на трассе и максимум 7 л - в городе. Нам же компьютер стабильно показывал 11 л в Барселоне (в которой пробок мы не нашли, но светофоры в центре стоят каждые 300 м) и 6 л - в ну очень летаргическом режиме - на сельских шоссе. Инженеры на это вежливо улыбались и обещали обязательно все проверить. Мы же поглядывали на ценники на заправках (по нынешнему курсу получится больше 80 руб. за литр) и потихоньку вздыхали.

Но есть и хорошие новости. Они заключаются в том, что Daimler - таки да, привезет новый Smart в Россию. И затянет пояс на все возможные дырки, чтобы начальная цена на него была хоть сколько-нибудь разумной (неофициально назывались цифры порядка 600 000 руб., хотя в Европе самый дешевый стоит 10 335 евро). А еще нам клялись, что все вот эти безумные видеокамеры, радары, контроль полосы и десятки подушек безопасности (включая зону коленей) будут и в самой дешевой комплектации тоже. Что, кстати, радует больше всего. Конечно, это слабый аргумент для соотечественников, которые водят машину лучше нас, но трусоватых водителей вроде меня он заставляет задуматься и позвонить в банк.