Минпромторг хочет включить в госпрограмму льготного автокредитования грузовики с автобусами

Эффект будет незаметен без увеличения максимальной цены машины, предупреждают эксперты
Ранее в госпрограммах льготного автокредитования участвовали только легковые автомобили и LCV/ А. Астахова/ Ведомости

Госпрограмма льготного автокредитования, которую планируется возобновить в апреле, не будет иметь ограничений по типу транспортных средств, заявил сегодня министр промышленности и торговли Денис Мантуров. "Cледующая мера – это компенсация процентов по кредитам, которые берутся предприятиями или физическими лицами для приобретения транспорта, причем мы специально не ограничиваем категории автомобилей. Это могут быть и легковые (и при этом легкокоммерческие), и грузовые автомобили, и автобусы", - сказал он (его слова приведены на сайте government.ru).

Эта программа - одна из мер господдержки сокращающегося автомобильного рынка. В 2014 г. продажи легковых автомобилей в России упали на 10,3% до 2,49 млн шт., LCV – на 15% до 140 000 шт., грузовиков – на 21% до 88 000 шт., автобусов – на 25% до 11 000 шт., гласят данные «Автостата».

Ранее в госпрограммах льготного автокредитования участвовали только легковые автомобили и LCV стоимостью до 750 000 руб. Какой будет максимальная планка в этот раз, Мантуров не уточнил, лишь сказал, что средняя цена ожидается на уровне 700 000 руб. Максимальная цена предполагается в размере 1 млн руб., говорят сотрудники трех автозаводов (проект постановления правительства еще не подписан). Бюджету программа обойдется в 2015 г. в 1,5 млрд руб., а всего за 3-4 года - 18 млрд руб., говорил ранее директор департамента Минпромторга Александр Морозов. Компенсировать предполагается часть процентной ставки по автокредитам, но не более 2/3 ставки ЦБ. Всего в рамках программы планируется реализовать около 200 000 машин, говорил Морозов.

Основными бенифициарами программы будут производители легковых автомобилей и LCV, комментируют собеседники «Ведомостей». На «АвтоВАЗ», к примеру, может прийтись 20-25% продаж по программе, считает человек, близкий к предприятию. А вот заводам, выпускающим автобусы и грузовики, программа мало чем поможет, замечают источники «Ведомостей»: такая техника дороже 1 млн руб.

«Для производителей коммерческой техники эффективнее будет госпрограмма льготного автолизинга», - говорит человек, близкий к «Камазу» (группа выпускает грузовики и автобусы). "С точки зрения стимулирования рынка коммерческого транспорта очень важна поддержка лизинга, который является основным драйвером продаж, но который на данный момент является практически недоступным для клиентов с учетом значительного роста ставок, произошедшего из-за роста ставки ЦБ", - замечает и представитель группы ГАЗ (помимо LCV выпускает автобусы и грузовики). Предполагается, что госпрограмма автолизинга стоимостью 2-2,5 млрд руб. тоже заработает в апреле. Минпромторг предлагает компенсировать часть первоначального взноса (до 10% от стоимости машины), говорил Морозов.

Чтобы госпрограмма льготного автокредитованяи была эффективна и для автобусов с грузовиками, нужно увеличить максимальную цену, например, только для этого сегмента, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Об этом же говорят и сотрудники двух автозаводов. Правда, в таком случае общее количество проданных машин будет гораздо меньше запланированного Минпромторгом, замечает один из них. Представитель министерства на вопросы «Ведомостей» не ответил.