Статья опубликована в № 3803 от 02.04.2015 под заголовком: «АвтоВАЗ» получил 20% рынка

«АвтоВАЗ» получил 20% рынка

«АвтоВАЗ» захватывает долю рынка, пока многие другие компании теряют ее. Правда, продажи машин стремительно уменьшаются – в марте рынок мог сократиться более чем на 40%
Lada Vesta поучаствует в разделе доли GM
Игорь Руссак / РИА Новости

«АвтоВАЗ» сумел в марте достичь желаемой доли на российском рынке – 20%, следует из вчерашнего сообщения компании. По предварительной оценке, «АвтоВАЗ» продал 27 423 автомобиля Lada (минус 26%). Для сравнения: в марте 2014 г. доля марки составляла 15,2%, в феврале 2015 г. – 18,4%, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Доля растет из-за более высокой локализации Lada (около 80%) по сравнению с иномарками, что позволяет в условиях низкого курса рубля сдерживать рост цен, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Исходя из оценки «АвтоВАЗа», сокращение рынка в марте усилилось – продажи рухнули почти на 44% до 137 100 шт. В январе падение составило 24,4%, в феврале – 32,1%, по оценке АЕБ (данные по марту ассоциация еще не публиковала). Усиление падения рынка ожидаемо, комментируют Беспалов и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов (по его оценке, оно даже сильнее в марте – минус 50%).

Производство растет

«В этом году мы произвели 98 200 Lada и в два раза больше [машин], чем в прошлом году, мы произвели для Renault-Nissan. Насколько – я это не могу сказать, потому что они наши покупатели, это не мои цифры», – передал «Прайм» слова Андерссона. Всего в I квартале планируется произвести 161 000 машин (+22%), говорил он ранее. Получается, для альянса завод мог выпустить в январе – марте примерно 62 800 шт.

Большая часть спроса I квартала был оттянута ноябрем – декабрем 2014 г., когда из-за девальвации спрос на машины резко повысился, напоминает Беспалов. Сейчас курс рубля стабилизировался, но общая ситуация в экономике не улучшилась, плюс люди еще не привыкли к выросшим ценам, говорит Удалов. Еще одна причина – эффект высокой базы, замечает Беспалов: в марте 2014 г. начал ощутимо падать рубль и люди поспешили в автосалоны до повышения цен, в итоге рынок после падения в январе и феврале стабилизировался. В апреле сокращение рынка возобновилось.

Падение продаж автомобилей в этом году замедлят новые меры господдержки, продолжает Удалов. Прежде всего – льготное автокредитование, которое продлится с 1 апреля по 31 декабря (бюджет будет компенсировать банкам часть процентной ставки по автокредитам) и рассчитано на автомобили стоимостью до 1 млн руб. На эту ценовую категорию в январе – феврале 2015 г. пришлось 60,4% общих продаж легковых машин в России, подсчитали в «Автостате». Для сравнения: по итогам 2013 г. доля таких машин составила 72,7%, в 2014 г. – 64,2%. Доля снижается из-за девальвации рубля, поясняет Удалов.

По итогам 2015 г. «АвтоВАЗ» рассчитывает продать в России 325 000–350 000 автомобилей (минус 10–16%), передал вчера «Интерфакс» слова президента компании Бу Андерссона. Об этом же «Ведомостям» сказал и человек, близкий к «АвтоВАЗу». В случае если доля Lada составит 20%, как планирует «АвтоВАЗ», то рынок сократится на 30–35% до 1,6–1,7 млн шт. Андерссон не исключает снижения до 1,5 млн шт.

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн
Основной владелец – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% капитала). Капитализация – 23,2 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 190,7 млрд руб. Чистый убыток – 25,1 млрд руб. Продажи (2014 г.) – 439 100 автомобилей Lada, в том числе 51 700 – на экспорт.

Представители Ford Sollers, Renault, Nissan не стали раскрывать продажи в марте и давать прогнозы. Представители Hyundai, VW на вопросы не ответили. Продажи поддержит уход с российского рынка Opel и массовых моделей Chevrolet, напоминает Беспалов. В 2014 г. доля GM в общих продажах легковых автомобилей и LCV была 7,6% (189 484 шт.), годом ранее – 9,3% (257 583 шт.), по данным АЕБ. Но борьба развернется лишь после того, как американский автоконцерн распродаст складские запасы, добавляет Беспалов: а это несколько месяцев. По его мнению, место моделей GM займут, прежде всего, автомобили VW, Ford, Renault-Nissan, Hyundai-Kia, Mitsubishi. В перспективе это поможет и «АвтоВАЗу», который собирается выйти в более высокий ценовой сегмент за счет новинки – Lada Vesta. Ее выпуск начнется на «Ижавто» в сентябре 2015 г. В феврале Андерссон говорил, что цена Vesta может составить около 550 000 руб. Из-за девальвации новинка может оказаться дороже, допускает Беспалов. По словам Андерссона, локализация Vesta будет на уровне 65%.