Статья опубликована в № 3808 от 09.04.2015 под заголовком: Авторынок нажал на тормоза

Продажи автомобилей в марте рухнули на 42,5%

Причина – сильные результаты марта 2014 года и отсутствие автокредитования
В марте продажи Mercedes-Benz упали впервые за последние шесть лет
А.Махонин / Ведомости

Продажи автомобилей в марте упали на 42,5% до 139 850 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За I квартал авторынок, по подсчетам АЕБ, сократился на 36,3% – за этот период был продан 383 691 автомобиль.

«Продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось. То, что мы сейчас видим в статистике, – давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года», – приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера.

На мартовские результаты также повлияла высокая база прошлого года, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Тогда произошел первый валютный скачок и ожидалось повышение цен, на этом фоне случился всплеск спроса, напоминает она (подробнее см. график). Ее точку зрения разделяет представитель BMW. «Наши продажи в марте прошлого года были лучшими за весь год», – поясняет он 41%-ное падение продаж в этом году.

Дело не только в повышенном спросе годичной давности: ситуация на рынке тяжелая, продажи сокращаются и в премиум-сегменте, но у Mercedes они гораздо лучше рынка (-3% в марте; падение впервые с 2009 г.), говорит представитель Daimler. На общую статистику продаж Mercedes-Benz повлияло снижение в регионах – в крупных городах они остались на уровне предыдущего месяца, указывает Леонид Бородкин из «Панавто». В марте доля премиум-сегмента выросла с 8% годом ранее до 10,6%, но улучшить результаты удалось только Porsche и Lexus, свидетельствую данные АЕБ. В этом марте Lexus продемонстрировал очередной рекорд продаж в России во многом благодаря успеху новой модели NX, сообщил представитель «Тойота мотор».

Свою лепту в мартовское падение авторынка внесли снижение квот автопроизводителей для России, дефицит многих ликвидных моделей и недоступность автокредитов, считает директор дилерского центра «Jaguar Land Rover Ясенево» «Рольфа» Татьяна Форнасова. Например, снижение продаж Hyundai (в марте впервые снизились на двузначное число) в большой степени связано с существенным сокращением кредитных продаж, настаивает исполнительный директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев. Если в начале 2014 г. около 35% автомобилей приобретались в кредит, то в I квартале 2015 г. – только около 15%, подсчитал руководитель автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко.

В конце февраля появилась информация, что Минпромторг может возобновить программу льготного автокредитования, а спустя несколько недель стало понятно: она заработает с апреля, указывает топ-менеджер крупного дилерского холдинга. Поэтому часть покупателей решила подождать более выгодных условий, уверен он. По мнению Литвиненко, новость о возобновлении автокредитования могла заставить некоторых потребителей отложить покупку, но существенного влияния на результаты марта не оказала. Он видит причину как раз в сокращении кредитных продаж.

Сейчас клиенты более взвешенно обдумывают целесообразность покупки, многие ждут новых ценовых предложений и выгодных кредитных условий, рассуждает представитель «Панавто». Апрель может стать переломным месяцем: запуск программ субсидирования поддержит продажи доступных автомобилей, уверены Форнасова из «Рольфа» и Литвиненко из PwC.

Минпромторг запустил программы льготного автокредитования и автолизинга 1 апреля. По программе льготного автокредитования можно будет приобрести автомобили любого типа стоимостью до 1 млн руб., ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п., т. е. сейчас это не более 24%. По подсчетам Минпромторга, обе программы позволят продать примерно 216 000 автомобилей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать