Доля рынка автомобилей российского производства в первом полугодии 2015 года достигла 80%
Но во второй половине года она может снизиться из-за остановки производства GMДоля рынка автомобилей, собранных в России, в первом полугодии 2015 г. достигла 78%, увеличившись за год на 9,2 п. п., подсчитал «Автостат». По оценке «АСМ-холдинга», она увеличилась на 6,9 п. п. до 80%.
Такие марки, как Datsun и Lifan, продают в России только автомобили локальной сборки. Группа Nissan, в которую входит Datsun, для российского рынка разработала собственные модели – седан on-DO и хетчбэк mi-DO (на базе Lada Kalina/Granta), которые выпускаются на мощностях «АвтоВАЗа». А китайская Lifan в последние годы завозит в Россию только машинокомплекты для выпуска автомобилей на «Дервейсе», напоминает представитель компании. К концу 2017 г. Lifan планирует построить в России завод мощностью до 60 000 автомобилей в год и стоимостью около $300 млн – он появится в Липецкой области. Близки к 100%-ной доле Brilliance (на локальные модели приходится 99,7% продаж), Opel (99,7%), Ford (98,9%), Kia (98,6%), Chevrolet (98,4%), Renault (98%), по данным «Автостата». Менее 50% в общих продажах приходится на локальные модели Mitsubishi (44,1%), Toyota (39,9%), Chery (32,5%) и др.
Во второй половине 2015 г. рыночная доля автомобилей российской сборки, которая из-за развития производств и падения импорта росла все последние годы, может снизиться, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Главной причиной станет прекращение сборки автомобилей General Motors (GM). В этом году компания законсервировала завод в Санкт-Петербурге, прекратила сборку на «Автоторе» и сейчас распродает остатки машин. С Удаловым согласны аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Сотрудник одного из крупных российских автозаводов считает, что доля локальных машин на рынке во втором полугодии, скорее всего, сохранится на текущем уровне. Рынок и импорт сокращаются, при этом долю, которая высвобождается после GM, стараются захватить другие бренды – Hyundai, Kia, «УАЗ» и др., объясняет он.
В 2016 г. рост доли локальных машин продолжится, прежде всего за счет новых моделей лидера рынка «АвтоВАЗа» – Lada Vesta и Lada Xray, считают Бончев и Беспалов. Поможет и появление в 2016 г. новых массовых моделей у входящих в топ-5 российского рынка Hyundai (компактный кроссовер Creta) и Toyota (кроссовер RAV 4), добавляет Удалов.