Французские власти обыскали Renault

Инспекторы проверяют автомобили на соответствие стандартам токсичности выхлопа
Французские чиновники решили проверить не только техцентры Renault, но и производство/ PHILIPPE HUGUEN/ AFP

В четверг капитализация Renault снижалась на рекордные за последние 17 лет 25%. К 12.30 по парижскому времени компания стоила всего 21,1 млрд евро. Панику спровоцировало сообщение AFP со ссылкой на сотрудника профсоюза Renault, что сотрудники дирекции по конкуренции, защите прав потребителей и предотвращению мошенничества (DGCCRF) при министерстве экономики Франции посетили несколько заводов Renault 7 января. Их целью была проверка системы контроля выбросов автомобилей, сообщает агентство.

DGCCRF не ответила на запрос «Ведомостей». После «дизельгейта» французское министерство экологии взяло на тест 100 французских автомобилей, в том числе 25 Renault, пишет Bloomberg. «Мы проверим [автомобили] в лаборатории и затем в режиме обычной эксплуатации посмотрим, были ли случаи занижения уровня выбросов CO2», – рассказывал «Ведомостям» чиновник министерства экологии.

Инспекторы DGCCRF провели обыски в техцентрах Renault в Ларди и Гийянкуре (в пригороде Парижа), говорится в пресс-релизе Renault. Чиновники изымали компьютеры руководителей, пишет Les Echo. Обыски прошли после первых технических испытаний, которые провела независимая техническая комиссия. В декабре было проверено 11 машин, в том числе четыре – Renault, говорится в сообщении компании. Проверка не выявила наличия программного обеспечения, которое может искажать данные о выбросах, утверждает Renault: «Это хорошая новость». Но комиссия проверит и заводы, чтобы подтвердить результаты первой проверки, объясняет Renault. После скандала с Volkswagen французский автоконцерн объявлял, что вложит 50 млн евро в программу сокращения выбросов, напоминает Le Mond.

Вслед за Renault рухнули акции и других автоконцернов и производителей комплектующих (см. график). Лидер французского авторынка PSA Peugeot Citroen сначала потерял около 19%, но после публикации заявления, что тесты автомобилей PSA Peugeot Citroen не показали «никаких аномалий», произошла корректировка – к 20.00 мск падение было 5%. Около 7% терял производитель автокомпонентов Faurecia и около 9% – Valeo. В целом французский индекс CAC 40 опустился вчера на 1,8%.

Какие именно из выпускаемых Renault моделей были отобраны для проверки, не сообщается. Во Франции можно купить 10 моделей Renault с двигателями внутреннего сгорания и четыре – с электродвигателями. В Европе большинство моделей оснащены дизельными двигателями, рассказывает один из дилеров французского автоконцерна. Renault производит линейку дизельных двигателей для легковых и легких коммерческих автомобилей объемом от 1,5 до 2,3 л. Закупки у сторонних производителей не производятся, знает он.

Вопрос не в конкретных автопроизводителях, а в самой системе сертификации: машины часто готовятся под конкретные условия тестовых процедур, которые не отражают все условия эксплуатации автомобиля, замечает сотрудник одного из сертифицирующих центров. «Одна из основных задач главного конструктора любого автоконцерна – малой кровью добиться соответствия выпускаемых машин требованиям национальных стандартов на тех или иных рынках – в первую очередь это касается экологической, активной и пассивной безопасности, – комментирует главный редактор журнала «Авторевю» Михаил Подорожанский. – Это старая игра в кошки-мышки». Идти на инженерные ухищрения провоцируют и сами процедуры определения токсичности выхлопа. В Европе, например, пока применяется цикл NEDC, который моделирует очень спокойный, «пенсионерский» цикл вождения, продолжает Подорожанский.

Будут ли инициированы расследования вокруг других автоконцернов, пока непонятно. Но в любом случае ситуация вокруг Renault станет дополнительным толчком к расширению модельного ряда на электрической тяге, считает Подорожанский. Плюс скорее всего будет ускорен процесс перехода на новую, глобальную процедуру определения расхода топлива и токсичности выхлопа – WLTP (worldwide harmonized light vehicles test procedures). Не исключено, что это произойдет уже в конце 2016 г., хотя раньше переход планировался на 2018 г., считает эксперт. «WLTP моделирует более реалистичный ездовой цикл, но, несмотря на это, все равно появятся изящные решения, как соблюсти букву, но вовсе не дух экологических требований», – уверен Подорожанский.

Цена ошибки: как автопроизводители расплачиваются за недостатки

Цена ошибки: как автопроизводители расплачиваются за недостатки