Статья опубликована в № 4090 от 07.06.2016 под заголовком: «АвтоВАЗ» займет на запчасти

«АвтоВАЗ» занимает на запчасти

Renault одолжит дочерней компании 20 млрд рублей на случай проблем с привлечением внешнего финансирования

Renault предоставит «АвтоВАЗу» 20 млрд руб. (почти 268 млн евро по курсу ЦБ. – «Ведомости») до 29 декабря 2016 г. под 11,5% годовых, следует из материалов к годовому собранию акционеров «АвтоВАЗа». Оно запланировано на 23 июня. Деньги нужны для оплаты автокомплектующих, отмечается в материалах.

В 2015 г. и в первые месяцы 2016 г. «АвтоВАЗ» оплачивал комплектующие с большой отсрочкой, рассказал «Ведомостям» один из контрагентов предприятия: она достигала 100-150 дней. К июню, по его словам, ситуация улучшилась – отсрочка снизилась примерно до 80 дней. Но это все равно много, замечает он: не каждый производитель автокомпонентов может ждать почти три месяца.

В кризис 2008-2009 гг. «АвтоВАЗ» тоже получал деньги на оплату долгов, в том числе перед поставщиками. Тогда государство через «Ростех» предоставило беспроцентные займы на 75 млрд руб. Renault тоже помогала «АвтоВАЗу». С 2012 г. было выделено 126 млн евро. Но эти деньги нужны были для модернизации производства, прежде всего линии B0 в Тольятти, где выпускаются автомобили альянса Renault-Nissan и Lada.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель Renault пояснил, что решение о выделении 20-миллиардного займа нужно на случай, если у «АвтоВАЗа» возникнут сложности с привлечением внешнего финансирования. При возникновении такой ситуации и будет выделен заем, добавляет он.

Из-за продолжающегося с 2013 г. падения российского автомобильного рынка «АвтоВАЗ» снова нуждается в помощи. В 2015 г. группа получила рекордный чистый убыток по МСФО – почти 74 млрд руб. (втрое больше, чем в 2014 г.), по итогам I квартала 2016 г. чистый убыток составил 8,6 млрд руб. (в 48 раз больше, чем январе – марте 2015 г.). Чистый долг компании на конец 2015 г. насчитывал 88,8 млрд руб. (+49%).

В отчете «АвтоВАЗа» за 2015 г. по МСФО компания выразила уверенность, что «получит поддержку от акционеров в объеме, необходимом для финансирования операционной деятельности в обозримом будущем». Акционеры пообещали провести докапитализацию компании. Основная ее цель – покрытие дефицита, что позволит ВЭБу продолжить финансирование инвестпрограммы завода, объяснял «Ведомостям» заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов (предполагается, что в июне он возглавит совет директоров» «АвтоВАЗа»): «Меры, которые будут приняты, позволят сократить дефицит денежных средств на 2–3 года». Как ожидается, «Ростех» конвертирует в акции часть долга «АвтоВАЗа» перед ним, чтобы сохранить 25%-ную долю, пояснял Скворцов. А альянс Renault-Nissan внесет деньги, говорили источники «Ведомостей». Человек, близкий к одному из акционеров, говорил в феврале, что обсуждается докапитализация примерно на 30 млрд руб. Сроки, размеры и другие параметры докапитализации «АвтоВАЗа» «находятся в разработке», говорит представитель Renault.